На курортах Кавказских Минеральных Вод планируют построить (а если быть точным – возродить и расширить) велосипедный терренкур. Это тропа, которая будет опоясывать пять гор и соединит три города. 75 километров без выхлопных газов, с обустроенными смотровыми площадками, уникальной природой и объектами инфраструктуры. Реализация проекта, по мнению властей, позволит создать 36 тыс. рабочих мест, привлечет около 5 млн туристов в течение 10 лет, а также поможет развитию малого бизнеса.
Но у проекта есть противники. Главная претензия экологов и общественников – из-за терренкура придется менять границы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Кроме того, активисты уверены, что туристам во время прогулки по велотерренкуру будет грозить ударная доза радиации.
Обоснованы ли опасения экоактивистов – читайте в материале сайта «Экология России» – нацпроектэкология РФ».
ПОЧТИ ОБРАЗЦОВЫЙ ПРОЕКТ
Власти Ставропольского края называют велотерренкур «проектом века» для всего региона.
«По значимости он сопоставим с решением о создании первых курортных парков или строительстве нарзанных ванн. Край получит новый туристский продукт и экологичный во всех смыслах вид активного отдыха. При рассмотрении проекта самое пристальное внимание уделяется сохранению природного баланса КМВ», – цитирует «Российская газета» главу региона Владимира Владимирова.
По задумке правительства региона, на первом этапе велотерренкур соединит общественные территории, культурно-исторические места и парки трех городов – Железноводска, Минеральных Вод и Лермонтова. Трасса поднимется на горы Бештау, Железная, Развалка, Змейка. В последующие годы проект можно расширить и включить в него Пятигорск и Кисловодск.Турист сможет взять велосипед, например, в Железноводске, а вернуть его в любом другом городе терренкура. На пути не будет никаких капитальных объектов строительства – только временные павильоны. Купить мороженое и магнитик, отдохнуть на скамейке, полюбоваться видами и снова сесть за двухколесный транспорт – таким видят идеальный отдых власти.
«Мы прошли весь маршрут будущего терренкура и наметили более 40 подходящих мест отдыха. С видовых площадок открываются уникальные пейзажи. За этим люди поедут», – рассказал о проекте на пресс-конференции в ГТРК мэр Железноводска Евгений Моисеев.
Новые дорожки будут иметь ширину шесть метров. Большая часть – четыре метра – отойдет велосипедистам, а по тротуару смогут гулять пешеходы. Власти Ставропольского края планируют проводить на своей территории международные соревнования по велоспорту – и маршрут, аналогичный легендарному «Tour de France», будет пролегать по новому велотерренкуру.«Уникальность наших трасс в том, что они проходят по территории разных муниципальных образований. Проект даст возможность усовершенствовать облик курортных территорий, расширить туристские возможности, привлечь туристов и дополнительные инвестиции в регионы», – описала преимущества проекта замминистра туризма и курортов Ставропольского края Елена Шконда.
Несмотря на то, что проект не требовал проведения экологической экспертизы, вред для природы от терренкура все же оценили, подчеркнули в правительстве региона. В начале 2021 года стало известно о положительном заключении независимых экоэкспертов.
10 ноября 2020 года в Лермонтове, Минеральных Водах и Железноводске проходили общественные слушания по проекту. И создание велотроп было поддержано. По результатам слушаний также было решено создать экологический совет для контроля соблюдения экологических норм – в него войдут общественники, экологи и юристы.«По ходу реализации проекта мы будем регулярно встречаться с общественным активом, собирать предложения и выслушивать мнения. Важно создать не просто велотропу, а объект, который превратит наши Кавминводы из всероссийской здравницы в международную», – рассказал глава Железноводска Евгений Моисеев.
Проект оценивается в 2,8 млрд рублей. Завершить обустройство велотрассы планируется в 2023 году. Распоряжение о финансировании уже подписал премьер-министр России Михаил Мишустин.ТРАССА РАЗДОРА
Хотя проект одобрили на федеральном уровне, но его реализация до сих пор под вопросом. У группы общественников имеется много вопросов.
Так, активисты не согласны с предлагаемым маршрутом. Они прошли по тем дорогам и были удивлены сложностью трасс. Зимой существующие дороги обледенели – по ним трудно было передвигаться даже машинам, не говоря уже о велосипедах.
«Я катался неоднократно и четко понимаю всю сложность маршрута. Серьезный набор высоты, затем довольно опасный спуск – даже не представляю, как кому-то может прийти в голову мысль взять велосипед и поехать на нем через Бештау в Минеральные воды. Эта идея заведомо обречена на неудачу уже с практической точки зрения, даже не беря во внимания тему экологии», – рассказал сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ» местный житель Антон Ермолаев.
Смущает активистов и ширина велодорожек. Общественники предполагают, что в будущем от проекта велотерренкура власти откажутся, а уже сделанные трассы отдадут для машин.УРАНОВЫЕ ЗАЛЕЖИ
Еще одна проблема, которая волнует противников велотерренкура, – отвалы переработки урановых руд. Такие законсервированные, но «фонящие» шахты будут встречаться на пути у велосипедистов.
Урановую руду добывали в двух рудниках – на горе Бештау и горе Бык. Обе шахты в советское время были засекречены. Сейчас их расположение хорошо известно всем жителям Кавказских Минвод. Общественники полагают, что добыча урана на долгие годы испортила радиационный фон вблизи городов.
Экоактивисты считают, что урановые шахты никак не вяжутся с курортными планами властей. Журналист и житель Пятигорска Сергей Рядчиков утверждает, что на всем протяжении Бештаугорской кольцевой дороги видны следы добычи урана.
«На горе Бештау в середине XX века велись горные разработки. Несколько лет назад на горе проводились работы по рекультивации, но выполнены они плохо. Насыпана земля, но видны дыры, ведущие в шахту», – рассказал Рядчиков.
Противники проекта терренкура предполагают, что люди будут приезжать сюда, чтобы оздоровиться, а на самом деле получат дозу радиооблучения.
Но на эти претензии в администрации Железноводска есть ответ. На критику активистов ответили, что вся территория Кавказминвод – это зона с повышенным уровнем радиации.«Он (уровень) несколько выше, чем в целом по стране. Это связано, что у нас горы-лакколиты, «неудавшиеся» вулканы. Дорога, по которой возили руду, находится недалеко от шахт. Там тоже повышенный радиационный фон. Мы много раз там ходили с дозиметром. Максимальные значения, которые мы зафиксировали, – около 1 мкЗв. Это в 50 тысяч раз меньше, чем рентген грудной клетки. Стоит учесть: есть разовая доза, а есть накопительная. Фиксируемые разовые дозы – это даже не тот уровень, который можно обсуждать», – прокомментировали сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ» в пресс-службе города.
ТЕРРИТОРИЯ ООПТ
Главный проблемный момент во всей истории – часть будущей трассы должна пройти по территории четырех ООПТ регионального значения, в том числе, через Бештаугорский заказник.
Для того, чтобы строить велотрассу, в июне 2019 года губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров подписал постановление №276, которым вывел из заказника участок на северо-западном склоне горы Змейка, а также более 80 км грунтовых дорог и троп на горах Змейка и Бештау.
Позиция властей заключается в том, что на территории ООПТ не нужно строить новые дороги – они уже там есть. Но они находятся в ненадлежащем состоянии. И именно эти гравийные, каменные и грунтовые дороги можно и нужно благоустроить.
«До 1974 года здесь ездили грузовики и возили горную породу, там были рудники и шахты. А мы сейчас предлагаем велосипеды – это совершенно разные вещи по нагрузке на природу и совершенно разный подход к защите», – пояснил мэр Железноводска Евгений Моисеев.
Но оппоненты категорически с этим не согласны. По мнению экоактивистов, прокладка асфальтовой тропы может нарушить уникальную экосистему, сократить площади обитания и миграции диких животных. В заказниках могут исчезнуть редкие растения, в том числе краснокнижные: рябчик кавказский, асфоделина крымская, дифелипея красная и другие.Также в числе претензий: рытье траншей для проведения коммуникаций, работы по асфальтированию с привлечением тяжелой техники, распугивание птиц и животных. Например, в Бештаугорском заказнике богатый мир флоры – здесь насчитывается более 1,5 тыс. растений.
Активисты предлагают оставить в покое территорию заказников и выбрать другие пути для велокольца. Но тогда маршрут пройдет вблизи автомобильной дороги, что ставит под сомнение рекреационную целесообразность проекта.
«Мало кому захочется дышать выхлопными газами», – объяснил глава Железноводска Евгений Моисеев.
Защитники природы уверены, что альтернативные пути для велотерренкура все же есть – и они не менее живописные и экологически полезные.«Велодорожка могла бы пройти параллельно основным дорогам. Один из вариантов: параллельно железной дороге. Похожим маршрутом, кстати, когда-то ездили дилижансы с курортниками, еще до появления ЖД. В районе поселка Новотерского в сторону Железноводска также есть пешеходная тропа, которую можно задействовать под велотерренкур. Несмотря на то, что это граница территории Бештаугорского заказника, местами там просто идут посадки и можно найти обходные пути», – сказал противник проекта Антон Ермолаев.
Еще один маршрут можно проложить параллельно трассе М-29. Чтобы развести велосипедные и автомобильные потоки, общественники предлагают разделить дорогу. Местные жители уверяют, что природные виды и там захватывающие.
И активисты готовы отстаивать свою позицию в судах и надзорных ведомствах. Общественники пожаловались на действия краевых властей в Минприроды России и в Генеральную прокуратуру.
«Изменять границы ООПТ запрещено законом. В законе есть прямая норма: созданные ООПТ остаются в тех же границах. Но местные депутаты в 2014 году, приводя краевое законодательство к соответствию 406 федеральному закону, приняли свою норму, которая позволяет исключать из охраны территории ООПТ под разными предлогами», – пояснил юрист и противник проекта Георгий Легкобитов.
В ноябре 2019 года экозащитники обратились в краевой суд с требованием отменить постановление губернатора как незаконное. И уже в январе 2021 года Ставропольский краевой суд удовлетворил коллективный иск о запрете изменения границ и исключения земель из особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Бештаугорский заказник». А действия краевых властей признаны противоречащими федеральному законодательству.
«Не думаю, что это конец истории. Думаю, что решить ситуацию можно только федеральным постановлением о статусе особого охраняемого эколого-курортного региона, которое раз и навсегда закрепит, что можно и что нельзя делать на этой территории», – резюмировал активист Антон Ермолаев.Краевые власти, в свою очередь, заявили, что будут обжаловать решение суда.
Между тем, работы по строительству велотерренкура должны начаться уже весной. Власти через торги ищут подрядчика – ему предстоит реконструкция кумысного источника в Железноводске, пещер «Вечной мерзлоты» и древнего человека, капремонт имеющегося асфальто-бетонного покрытия дорожек.
Фото: Free-Photos – pixabay.com, пресс-служба городской администрации Железноводска