Нижегородские экологи бьются за жизнь краснокнижных серых журавлей. Их излюбленной стоянке по пути в Африку угрожает строительство новой дороги. Речь идет о платной трассе М-12 «Москва – Казань». Проектировщики заложили ее так, что она полностью пересекает места кормежки и ночевки этих пернатых. Подробно о спорной ситуации рассказал председатель совета НОД экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов.
Речь идет об участке в Пильнинском районе – стоянка птиц расположена на границе Нижегородской области и Чувашской Республики. Здесь ежегодно отдыхают и кормятся около двух тысяч серых журавлей. Трасса может полностью разрушить уникальную экосистему – птицы никогда не вернутся в шумное место.
«Стоянка существует, по имеющимся учетным данным, не менее 100 лет. Журавли – особенные птицы. Им надо перед отлетом на юг где-то в укромном месте переночевать и рядом же покормиться. Точки питания и ночевки должны быть близко друг к другу. Здесь как раз удачное сочетание: на одном берегу Суры – поля, а на другой стороне – пойменные территории, где нет людей. Плечо очень короткое, им не надо тратить много сил. В европейской части России очень мало таких мест», – объяснил эксперт сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ».
Проектировщики трассы М-12 еще год назад знали о живой преграде. Но во внимание этот факт не приняли. Анализ территории, по словам эксперта, был сделан некачественно, комиссия по Красной книге доводы не приняла.
«Размещение проектируемой дороги требует дополнительной проработки. Проведенные исследования на наличие и отсутствие видов растений и животных, занесенных в Красную книгу, не полны и требуют дополнительного исследования. Проект нужно проработать и рассмотреть альтернативные пути трассы с точки зрения минимизации ущерба», – зачитал Каюмов протокол Минприроды региона.
Пока чиновники оказались на стороне птиц, но риск все равно сохраняется. Речь идет о больших деньгах, потраченных на проектировку дороги. Если включится более мощный административный ресурс, то краснокнижные обитатели могут проиграть.
По сути, проектировщикам нужно сдвинуть линию трассы на два-три километра от места скопления краснокнижных птиц. Но это сложная и дорогая проектная работа, требующая непростых согласований.
«Трасса – это мощный фактор беспокойства. Если дорогу построят, то птицы не смогут тут ночевать. Они не терпят присутствия человека рядом. Не исключено, что новая стоянка где-то сформируется, хотя новых пригодных мест практически не осталось. Но сколько птиц рискует не долететь до места зимовки», – добавил эксперт.
Экологи считают, что стоянку птиц нужно не разрушать, а показывать. Здесь можно построить пункты наблюдений за журавлями, ведь увидеть такое скопление редких пернатых почти нигде уже нельзя.
Защитники природы надеются, что проект трассы все же изменят. Земля в Нижегородской области, которая захватывает Барятинское скопление птиц, имеет статус территории, зарезервированной под создание места охраняемого ландшафта. По закону на участке можно строить линейные объекты, если они не наносят вред редким обитателям. В данном случае закон на стороне журавлей, экологи же надеются, что так оно и останется.