Конгресс начнёт свою работу в Санкт-Петербурге 30 января. Он соберёт учёных, исследователей, экспертов со всей страны. Программа насыщена дискуссиями и научными докладами. «Экология России» выступает информационным партнёром конгресса. Одна из тем круглого стола будет посвящена соколиной охоте и охране хищных птиц. Ученые и эксперты обсудят включение традиций русской соколиной охоты в Реестр объектов нематериального культурного наследия народов России, подведут первые итоги развития соколиного центра «Камчатка», расскажут о привлечении птиц к охране объектов в Центральном административном округе Москвы.
На наши вопросы отвечает организатор круглого стола «Соколиная охота и охрана хищных птиц», президент Союза Сокольников Северо-Запада, природоохранный инструктор Ирина Кузнецова-Шушкевич.
- Вы располагаете данными статистики по тем видам, которыми занимаетесь в масштабах страны, региона. Что происходит с популяцией хищных птиц, способна ли она развиваться без помощи человека?
- Многие хищные птицы занесены в Красную книгу России или включены в региональные списки видов, нуждающихся в охране или специальных мероприятиях по сохранению численности. Отдельные виды адаптировались к соседству с человеком – вполне обычен в городской среде ястреб-тетеревятник, хотя и включен в Красную книгу Санкт-Петербурга. Сокол-сапсан, самая быстрая птица в мире, в 60-е годы прошлого века успешно гнездился на Исаакиевском соборе в Петербурге. Восстановление численности редких птиц в местах их прежнего обитания (реинтродукция) – один из способов гармонизации природных связей. Хищные птицы естественным образом регулируют избыточную численность синантропных видов, которые размножились благодаря обилию пищевых ресурсов и низкому прессу хищников. Успешный опыт реинтродукции сапсанов есть в Москве – несколько пар выращенных в питомнике с успехом живут и выводят потомство на высотках столицы. Хищные птицы являются примером харизматической мегафауны, своим образом привлекая внимания к охране окружающей среды. Так, в Уфе довольно продолжительное время банк Уралсиб поддерживает орнитологов в изучении жизни пары сапсанов, гнездящейся на их офисном здании. Надеемся на такие проекты и в Петербурге.
- Какую миссию выполняет сокол в жизни человека? Может ли искусственный интеллект заменить охранные функции птиц?
- Многие конструкторские решения созданы на основе тщательного изучения биологии, морфологии и физиологии птиц. Как сокол дышит, наблюдает за добычей, испытывает перегрузки и руководит полетом на скорости около 350-380 км/ч пытаются разобраться инженеры при помощи орнитологов. Мы и сами, точнее наши ловчие птицы, были объектом исследования петербургских инженеров, конструирующих самые современные модели беспилотников. В настоящий момент технологии искусственного интеллекта развиваются невероятно быстро, и мне хочется стать свидетелем внедрения в наш быт совершенных устройств, созданных с помощью биоинженерии. А на текущий момент лучше природы пока не придумали. Существующие технические устройства не в полной мере могут обеспечить устойчивый и долгосрочный отпугивающий эффект.
- Есть понятие «нежелательные птицы». Поясните, что это такое.
- Любой природный биоценоз (исторически сложившаяся совокупность живых организмов) – это саморегулирующаяся система, и все происходящие в ней процессы – создание, развитие, трансформация – естественны. При участии человека и продуктов его деятельности, будь то распашка земель или вырубка лесов, строительство дорог или промышленных комплексов – баланса достичь становится сложнее. В урбоценозе (городская экосистема) отлично чувствуют себя только те, кто быстрее остальных приспосабливается к жизни рядом с человеком и умеет извлекать из этого пользу. Такие виды животных чаще всего характеризуются избыточной численностью, становясь «нежелательными» соседями для человека. Увеличение численности отдельных видов связано с расширением спектра питания, освоением птицами новых площадей для гнездования и невысокого числа естественных врагов. К примеру, чайки. Обычно эти птицы ассоциируются с отдыхом у воды и приятными воспоминаниями. Но в городской среде они приспособились питаться пищевыми отходами, характеризуются крайне агрессивным поведением и являются источниками чудовищного шума. Такое «нежелательное» соседство, безусловно, необходимо регулировать. И стараться действовать способами и методами, которые работают и в естественной среде обитания этих видов. Именно так организован комплекс биозащитных мероприятий с использованием специально обученных ловчих птиц. Естественный страх перед хищником закреплен миллионами лет эволюции, обученные ловчие птицы усиливают работу технических средств.
- А какие угрозы несут инвазивные виды, пришедшие на наши территории, они, как правило, очень агрессивно ведут себя по отношению к нашим птицам…
- В основном мы работаем с птицами, выращенными в питомниках. И, пожалуй, самой неординарной из них является уроженец американского континента – пустынный канюк (ястреб Харриса). В Западной Европе эта птица появилась у сокольников в 80-е годы прошлого века, в Россию первые Харрисы попали немногим более десяти лет назад. Пустынный канюк во многом необычен: эти птицы отличаются социальной организацией, что не свойственно хищникам; могут охотиться совместно, а успешность таких охот, согласно исследованиям, выше на 10-15% в сравнении с «личным зачетом». В общении с сокольником это невероятно контактные и отзывчивые существа. В биозащитных мероприятиях ястребы Харриса исключительно ценны: прекрасно работают при высокой температуре окружающей среды (обычные виды хищников предпочитают переносить жару, отдыхая в тени), не подвержены сезонным миграциям, а постепенная и продолжительная смена оперения (линька) делает их поистине «универсальными солдатами» на поле битвы с нежелательными видами птиц. Даже те особи, которые оказываются в дикой природе, а обычно это отлетевшие во время охоты ловчие, не занимают чужие ниши обитания и не наносят урона естественной популяции. Есть научные материалы от североамериканских коллег, фиксирующие случаи гибридизации в дикой природе, но такие случаи единичны, и, как правило, гибриды стерильны и не дают потомство. Так что инвазия хищных птиц нам не грозит. Кстати, пустынные канюки великолепно адаптировались к жизни в России. Лучшее свидетельство хорошего содержания птиц – их размножение в неволе. В Ленинградской области существует на текущий момент единственный питомник, где Харрисы регулярно размножаются с 2017 года. С одной из таких птиц я работала несколько лет в биозащите на предприятиях по обращению с отходами. Надо сказать, что голуби, вороны и чайки поначалу вяло реагировали на яркую хищную птицу и не торопились покидать место отдыха или площадку с кормом. Но со временем ястребы Харриса стали нашими незаменимыми партнерами в управлении поведением синантропных видов (видов, чей образ жизни тесно связан с человеком). Бывая в питомнике, я очень рада, что птица по-прежнему меня узнает и с радостью прыгает на перчатку.
- Что вы считаете важным обсудить на Всероссийском орнитологическом конгрессе?
В рамках орнитологического конгресса мы проводим круглый стол «Соколиная охота и охрана хищных птиц». Со специалистами орнитологами мы планируем обсудить варианты взаимодействия и сотрудничества сокольников, заводчиков хищных птиц и ученых, изучающих эти виды в среде их естественного обитания. В рамках нацпроекта «Экология» поставлены серьезные задачи по экологичному ведению хозяйственной деятельности и ответственному отношению к окружающей среде. Биозащитные мероприятия с участием ловчих птиц по обеспечению баланса в урбоценозах становятся частью технологий устойчивого развития ESG (Environment, Social, Government). К настоящему моменту накоплен отличный документальный и практический опыт эффективных работ ловчих птиц на различных объектах. Мы на пороге формирования новой профессии. Чтобы соответствовать современным тенденциям экологичного хозяйствования, мы планируем приступить к разработке принципов и стандартов биорепеллентных работ (использование специально обученной хищной птицы как естественного врага стайных пернатых), описания оценок эффективности и критериев благополучия птиц.
Беседовала Ольга Стрелкова
Второй Всероссийский орнитологический конгресс пройдет с 30 января по 4 февраля в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена в Санкт-Петербурге.