Мы поговорили с теми, кто первыми решились на создание комфортных кемпингов в России. И рассказываем, как глэмпинг подружил экотуризм с качественным проживанием и высоким уровнем сервиса.

В 1983 году в Мексике проходила конференция, одним из выступавших на которой был эколог и экономист Эктор Себальос-Ласкурайн. Именно из его уст мировая общественность впервые услышала термин «экологический туризм». С тех пор прошло 36 лет, но универсального определения новому понятию так и не придумали. 

Впрочем, за всеми существующими формулировками кроется один и тот же смысл: это путешествия в почти не тронутые человеком уголки планеты – заповедники, национальные парки, особо охраняемые природные территории – с бережным отношением к ним.

Экотуризм, который еще называют зеленым туризмом, предполагает полное отключение от шума цивилизации – отказ от культа комфорта и массовых коммуникаций. И если последний пункт, как показывает практика, созвучен потребностям людей, устающих от ежедневного информационного потока, то с первым из них согласны далеко не все.

Идея экологического туризма как чего-то противоположного комфортным бытовым условиям отталкивала от него многих на протяжении долгих лет. Запрос со стороны такой категории путешественников, жаждущих впечатлений, но не готовых ко сну на земле и еде на костре, подстегнул игроков туристического рынка к созданию нового типа размещения – глэмпинга (от английского слова glamping, образованного путем слияния glamourous и camping), вернее, к его актуализации: история комфортабельных передвижных лагерей уходит корнями в средневековые времена, когда ими пользовались главы государств и военные начальники. Позднее они стали использоваться в колониальных странах, преимущественно на Африканском континенте (некоторые из них, кстати, продолжают работать для туристов на территории Африки).

Сам термин появился в 2005 году в Великобритании, и его название говорит само за себя: выбирая глэмпинг, то есть комфортный кемпинг, человек получает возможность единения с природой, не отказывая себе при этом в качественном проживании с сервисом и познавательно-развлекательной программой.

Варианты размещения самые нестандартные – от классических сфер («пузырей) до кочевых юрт и индийских вигвамов, кибиток и охотничьих домиков. Глэмпинг завоевывает поклонников по всему миру: от Лапландии и Антарктиды, в степях Монголии и горах Перу, на тропических островах и в самых известных национальных парках планеты. Международный ресурс glamping.com насчитывает уже около 700 локаций, называющих себя глэмп-лагерями. Однако на этой карте Россия пока остается белым пятном. 

ВАДИМ МАМОНТОВ, ПУТЕШЕСТВЕННИК, ОСНОВАТЕЛЬ И ГЕНДИРЕКТОР RUSSIADISCOVERY

Раньше у людей была боязнь того, что дикая природа – это неизбежный дискомфорт. И это многих сдерживало от поездок на Камчатку, Чукотку, Кольский полуостров. Людям нравится идея отдыха на природе в комфортных условиях, когда ты можешь спать на полноценной кровати, питаться как в ресторане. Мы в RussiaDiscovery очень рады, что в России появляется возможность такого отдыха и что туристы могут увидеть северное сияние, бушующее Баренцево море и другие красоты нашей страны.

Думаю, что глэмпинг, будучи все-таки видом размещения, не конкурирует с другими направлениями экотуризма, а дополняет любой из них. Наши купольные кемпинги – лишь часть комплексного турпродукта, в который входят также трекинги, велосипедные прогулки, поездки на квадроциклах и так далее. Наполнение программы пребывания в глэмпинге различными активностями – пока наиболее эффективный путь.

Конечно, если в одном месте будут стоять не пять-десять шатров, а пятьдесят-шестьдесят, то рядом с ними возникнут объекты, заботящиеся об организации отдыха. Комплексное предложение для партнеров значительно повысило бы привлекательность бизнес-модели, она бы быстрее окупалась (создание одного глэмпинга мы оцениваем сейчас в 68 млн рублей). 

Для роста инфраструктуры, безусловно, необходимо маркетинговое продвижение. Чтобы появлялись крупные лагеря, требуется и более оперативно решать вопросы предоставления земли. Очень надеюсь, что четкие правовые нормы, регулирующие размещение лагерей, появятся в нашем законодательстве. На мой взгляд, недостаточно проработаны и технические моменты, в частности вопросы канализации, обеспечения водой, электричеством.

Необходимо искать такие способы решения этих проблем, которые бы не вступали в конфликт с ограничениями, существующими на территориях, прилегающих к особо охраняемым природным зонам. Эти сдерживающие факторы не дают российскому экологическому туризму стать по-настоящему привлекательным для инвесторов. Хотя интерес к нему подогревается со стороны разных государственных ведомств. Количество прилагаемых усилий должно, в конце концов, перерасти в качество тех инвесторов, которые придут на рынок. Тогда мы сможем догнать и перегнать многие страны мира по такому формату размещения.

В прошлом году мы были экспедиционным партнером лагеря одной из российских компаний, в рамках которого глэмпинг впервые появился на Кольском полуострове. Воодушевленные результатами, расширили лагерь, проработали программу и предложили ее в формате сборных и корпоративных групп. Кроме того, недавно мы с партнерами открыли глэмпинг на территории Анюйского национального парка в Хабаровском крае. Мы уже выбрали партнера в Тверской и Калужской областях. Хочется, чтобы качественное размещение появилось и на Чукотке. Это эксклюзивный сегмент с широкими возможностями. Перспективными направлениями считаем «Роза Хутор» и, конечно же, Алтай.

ВИТАЛИЙ БОРЩЕНКО, ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ПАЛАТОЧНОГО МИНИОТЕЛЯ «ЛЕС И МОРЕ» В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ И НА АЛТАЕ

Изначально мы не задумывали бизнес, просто много путешествовали и видели, как это устроено за границей. В какой-то момент подумали, что было бы здорово сделать то же самое у нас и отдыхать с друзьями. Начали проект, но быстро обнаружили: то, чем мы занимаемся, востребовано – и перевели развлечение на коммерческие рельсы. 

Сегодня у нас два мини-отеля в глэмпинговом формате. Первый – в Тверской области, он работает уже четвертый сезон. Это именно глэмпинг, подразумевающий выезд выходного дня в нестандартную обстановку, с лампочками, огоньками, такой немного игрушечный. Он имеет событийный формат: проводим много разных мероприятий. Такой глэмпинг мы вряд ли еще будем повторять – нас больше интересуют именно туристические форматы: уединенные красивые места, путешествия, активный туризм. Поэтому для второго мини-отеля выбор пал на Алтай, который относится к одному из ключевых регионов с точки зрения туристической привлекательности. Алтай – приключенческий формат в сильно удаленном месте, и это в первую очередь про трекинг в среде, почти не измененной человеком. При этом с возможностью получить хороший сервис и питание московского ресторанного уровня.

Основная трудность – логистика. Добраться до «Леса и моря» можно только на вертолете с авиабазы под Горно-Алтайском. Но вертолет – это дорого, вертолет – это погода. В общем, это проблема. Поэтому мы предлагаем пребывание на пять-семь дней. В принципе, можно и на один день прилететь, если оплатить индивидуальный вертолет. За поддержкой к региональным органам власти пока не обращались, но, может, обратимся – посмотрим, что из этого получится. Я знаю, что это сложно.

Несмотря на все указы, несмотря на то, что развитие туризма относится к суперприоритетным направлениям, все равно получение кредитов малому и среднему бизнесу затруднено. Все, что декларируется федеральными и региональными властями, очень правильно – вопрос всегда в реализации.

Хотя все возможно, и развитие экотуризма тоже. Тем более мы не идем своим уникальным путем – в мире уже все придумано до нас. Откройте любой сервис бронирования в интернете и посмотрите фотографии мест размещения туристов вокруг Гранд Каньона. Сравните с тем, что есть сегодня у нас на Байкале, Камчатке, Алтае – в регионах с мировым именем, туристическими брендами. Очевидно ведь, что наши достопримечательности более весомые, нужно только правильно их подать.

ДМИТРИЙ ИЛЬИН, ДИРЕКТОР ГЛЭМПИНГА «ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «АНЮЙСКИЙ», ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ)

На разработку и реализацию проекта ушло полгода. Порядка месяца потратили на то, чтобы определиться с поставщиком купольных шатров. Такие конструкции производят и в России, и в Китае. Мы остановились на российском производителе не только из патриотических соображений, но и исходя из соотношения между ценой и качеством. Сейчас у нас пять шатров, проектная мощность – восемь. Площадь одного шатра – 28 кв. м, в нем три спальных места. Дополнительно можно поставить удобную мягкую раскладушку. Получается, что глэмпинг может одновременно принять до 20 человек. Работает полевая кухня. Многие блюда повар готовит из рыбы, выловленной тут же, в реке Анюй, из местного мяса и растений – черемши, папоротника, брусники. Чаи тоже на основе местных трав.

Отзывы туристов положительные: говорят, что испытывают эффект перезагрузки и вернутся снова. Конечно, мелкие замечания есть, но мы на них быстро реагируем. Некоторые гости приезжают к нам только на выходные, другие – и в будние дни. Это люди разного возраста – от 25 до 70 лет, хотя костяк, естественно, – активная молодежь.

У глэмпинга в национальном парке – сильная познавательная сторона: в «Анюйском» сосредоточено большое число птиц, животных и растений, занесенных в Красную книгу. Наша фишка – наблюдение за животными, в том числе за амурским тигром, в дикой природе с помощью фотоловушек.

В ближайших планах – сделать проект всесезонным. Для этого необходимо решить вопрос с подачей тепла, а там уже можно и к встрече зимы готовиться, придумывать новые активности – лыжню, трекинг. Хорошие партнерские отношения сложились с местными туркомпаниями. Но особая роль в создании проекта принадлежит директору ФГБУ «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» Владимиру Андронову, заместителю директора по экологическому просвещению и туризму Виктору Суркову и руководителю филиала Анюйского национального парка Степану Кириллину. Без их всесторонней профессиональной поддержки глэмпинг «Заповедные места» был бы невозможен.

ВЯЧЕСЛАВ БАТАШОВ, ОСНОВАТЕЛЬ GLAMPSTORY (ХАЛАКТЫРСКИЙ ПЛЯЖ, КАМЧАТКА)

Идея глэмпинга зародилась в 2016 году. Мой друг отдыхал где-то в России, в палаточном лагере повышенной комфортности, который организовали иностранцы. Потом рассказал их концепцию – она пришлась мне по душе, потому что конкуренции почти нет, да и на Камчатку хотелось привнести что-то новое. К тому времени я и сам, работая в сфере туризма, заметил, что людям очень сложно предлагать простые палатки и обычные спальники в горах. В 2017 году мы зарегистрировали компанию, были первыми – до нас здесь этим никто не занимался. Через год поставили лагерь – пять шатров с видом на океан, который сам по себе является магнитом и для жителей Петропавловска, и для туристов.

Всем хочется приехать на побережье, и не просто на пару часов, а побыть подольше: расслабиться, помедитировать, проводить солнце, увидеть рассвет. В условиях, которые предлагаем мы, это очень легко сделать: горячий душ, удобный туалет, обогреватели, полноценное меню, повар в штате – людям ни о чем не стоит беспокоиться. Конкурентов на пляже сегодня у нас нет – GlampStory предлагает уникальный стиль оформления палаток, качественное постельное белье и матрасы. С самого начала старались продумать все до мелочей, чтобы людям было удобно, ведь главное для нас – высокий уровень качества обслуживания и положительные отзывы гостей. Поэтому проект я собирал буквально по крупицам. Газовый горячий душ, например, привез из Америки, потому что нигде больше его не производят.

Камин мечты нашли с женой в Дании – хотелось, чтобы самая первая печка была очень красивой. А за палатками и шатрами пришлось ехать в Китай. На этапе создания глэмпинга почувствовали поддержку от местного агентства по туризму. Они выделили нам участок: выступили в роли посредника в аренде земли и сдали нам его в субаренду. Вообще на океане запрещено капитальное строительство из соображений экологии, но мы приравниваемся к кэмпингу и трудностей пока никаких не заметили. В этом летнем сезоне нас уже бронируют туристические компании для своих групп. Индивидуальные заявки тоже, конечно, есть. Мы предлагаем развлекательные услуги: экскурсии, конные прогулки, сапы, серфинг. Но опыт показывает: людям больше нравится просто находиться в атмосфере лагеря, общаться друг с другом, смотреть на воду – она завораживает. Вот стоит ваш шатер, в восьми метрах – другой, но вы ничего не слышите, лишь шум прибоя. 

Текст: Мария Еремина, журнал Минприроды России «Государственное управление ресурсами», № 1 (139), 2019

Фото: terjeaeriksen – pixabay.com

Поделиться

Другие истории

Все истории



Все мнения