Вода

Водные проблемы. Кадровая засуха в гидрогеологии

Виктор Данилов-Данильян о дефиците специалистов в управлении водными ресурсами

Водные проблемы. Кадровая засуха в гидрогеологии
Фото: Istock

В мире заговорили о дефиците гидрогеологов. Ощущается острая нехватка специалистов в управлении водными ресурсами. Почему это так важно и что нужно знать о миссии гидрогеологов, расскажем на примере России и Австралии.

Водные проблемы обостряются во всем мире. Развитие прикладной гидрогеологии – под пристальным вниманием властей. Ситуацию в Российской Федерации в интервью СМИ «Экология России» научный руководитель Института водных проблем, гидролог Виктор Данилов-Данильян назвал особенно тревожной.

«Мы где-то застряли, у нас в стране запущено водное хозяйство, ему не уделяется должного внимания, просто страшно становится. Чем дальше зашла болезнь, тем больше нужно врачей и тем выше у них должна быть квалификация» 

На фото Виктор Данилов-Данильян
Фото: The Moscow Post

Виктор Данилов-Данильян, директор Института водных проблем Российской академии наук, специалист в области экономики природопользования, теории устойчивого развития, член-корреспондент РАН, автор и соавтор более 500 научных работ

К сожалению, по мнению ученого, особенно в местных органах управления водными ресурсами не хватает ни профессиональных кадров, ни оснащения: «В мире пользуются новой приборной базой, модельными решениями, компьютерными системами. Нам для овладения современным техническим уровнем требуются кадры».

Австралия срочно ищет специалистов по подземным водам

Будущее Австралии зависит от профессионального управления ресурсами. Вода занимает здесь первое место. В стране наблюдается нехватка ученых и инженеров по подземным водам. Об этом заявлено в Списке приоритетных профессий правительства страны, опубликованном в этом году. 

Беспокойство властей вызывает тот факт, что количество студентов, обучающихся по профессии гидрогеологов, сократилось в два раза за последние десять лет. В инженерных местных компаниях говорят, что никогда еще не было так сложно найти квалифицированных специалистов в этой области.

Запасы подземных вод в Австралии приносят австралийской экономике около 34 миллиардов долларов в год. По мере увеличения запросов от сельскохозяйственной отрасли и горнодобывающей промышленности может возникнуть конкуренция за воду, а это повлечет за собой угрозу для экономического развития страны. Тщательное регулирование запасов грунтовых вод становится стратегической целью.

Работа гидрогеолога состоит в том, чтобы определить, сколько подземных вод доступно для поддержания ирригации (искусственного орошения) и городского водоснабжения; прогнозировать воздействие откачки грунтовых вод на реки и растительность; выявлять потенциальные источники загрязнения подземных вод, пока не стало слишком поздно; находить источники подземных вод для горнодобывающих предприятий в отдаленных районах.

Анастасия Расторгуева, окончившая программу экологической инженерии в технологическом университете Мельбурна рассказала о своем опыте работы: «С момента окончания университета я работала над различными проектами, связанными с грунтовыми водами по всей Австралии, начиная от законодательства, помощи в чрезвычайных ситуациях при засухе, реабилитации и водоснабжения. Как гидрогеолог, я постоянно удивляюсь масштабам воздействия, которое мы оказываем на природу, и насколько важную роль в этом играют грунтовые воды». 

Доцент Мэтт Каррелл из технологического университета RMIT говорит, что учебные заведения Австралии не в состоянии удовлетворить потребности страны в гидрогеологах, новых кадров попросту нет. 

Карьера в науке и инженерии является основой защиты окружающей среды, особенно на фоне того, что экологические вопросы все чаще фигурируют в национальной и международной повестке дня, и интерес к этой теме растет.

Гидрогеологи в России

Отвечая на вопрос профессиональных кадров, научный руководитель Института водных проблем, гидролог Виктор Данилов-Данильян назвал основные площадки, где готовят специалистов в нашей стране: «Что касается вузов, то это, прежде всего, географический факультет МГУ, оттуда выходят квалифицированные гидрогеологи. Если специализация ближе к мониторингу поверхностных вод, то это Питерский институт метеорологии. Но там стал слабее уровень, чем был 20-30 лет назад. А МГУ марку держит. Эти два факультета, пожалуй, единственные, которые можно считать качественными. Но пропускная способность такой страны, как Россия, не сопоставима с потребностью».

Новые вызовы для гидрогеологов и гидрологов

Специалисты на пути своего академического образования встречают дополнительные проблемы, например, изменение климата.

«Изменение климата обостряет перед гидрологами старые вопросы», - говорит Виктор Данилов-Данильян, - «например, наводнения. Это для нас не новость, но они будут случаться чаще. Так же, как и засухи. Глобальные климатические изменения приводят к тому, что водные проблемы обостряются. Это везде так. Воды будет меньше там, где ее и так мало, например, на Дону и во всей южной части Европейской территории России, конечно, это и Крым, и Кубань, и Ставропольский край, и Астраханская область, и Волгоградская, и Курганская, и Оренбургская и, конечно, Калмыкия. А больше воды будет в бассейнах рек, которые впадают в Северно-Ледовитый океан, но ее там и так с избытком. Ее просто пачкать надо меньше. Кстати, по качеству воды хуже всех дела обстоят на Волге, на втором месте – Обь. Это великая сибирская река, вот, подумаешь откуда там грязь берется… Да ее сколько угодно идет через Иртыш и далее по всему протяжению. Чем дальше, тем больше там грязи. Так что, проблем становится больше, а врачей меньше!

Еще по теме