Международный фестиваль «зеленого» документального кино ECOCUP проходил в Москве с 15 по 22 декабря. Зрителям в онлайн-формате были представлены 10 картин российских, американских, канадских, итальянских и китайских авторов о мусоре, климате, влиянии человека на окружающую среду и новой экономике.
Герои фильмов – жители промышленных городов (от китайского Ланфана до российского Норильска), климатические мигранты, дауншифтеры, веломамы и даже «Мистер туалет» – все они живут в разных странах, но у всех у них схожие проблемы. «Экология не знает государственных границ, сохранить ее для будущих поколений – наша общая задача», – так можно сформулировать главную идею показов этого года.
Редакция сайта «Экология России» – нацпроектэкология РФ» рассказывает о конкурсных работах.
«На никелевой луне»
Одна из главных премьер фестиваля – фильм «На никелевой луне». Картина рассказывает о жизни в самом закрытом и самом грязном, как утверждают сами авторы, городе России – Норильске. Представили картину не наши соотечественники, а съемочная группа из Канады.
Норильск стал «Городом года» после аварии на резервуаре ТЭЦ-3 «Норильско-Таймырской энергетической компании» (НТЭК). В окружающую среду попало более 21 тыс. тонн дизельного топлива. Общая площадь загрязнения составила 180 тыс. кв. км. Росприроднадзор оценил ущерб природе в сумму более 148 млрд рублей.
Картина «На никелевой луне» снята еще до экологической катастрофы, однако у зрителей есть предчувствие надвигающейся беды. Город без деревьев, типовые застройки, сумрачные лица – таким предстает в начале картины Норильск перед зрителями.
Фильм поднимает одну из острых проблем России – жизнь в моногородах, где все и все подчинены одной цели – извлечению прибыли, отметила во время обсуждения картины Мария Гунько, научный сотрудник Института географии РАН.
«Арктика была, есть и будет стратегически важной территорией. И не только для нашей страны, но и для других государств. Поэтому ей будет уделяться усиленное внимание. При этом государство оттуда уходит селективно: нет инфраструктуры, нет поддержки населения. Арктика становится территорией, где властвует частный капитал. К чему это приводит, мы все могли увидеть в этом году», – отметила Мария Гунько.
Полуторачасовая история о Норильске – это история его жителей: старожил предприятия, которые горюют об утраченном чувстве «трудового братства», потомках жертв ГУЛАГа, которые стремятся пролить свет на темное прошлое Норильска, рабочей молодежи, творческой интеллигенции.
Почему люди приезжают в Норильск на вахту и остаются здесь жить навсегда – ответ на этот вопрос ищут канадские документалисты.
«Задымленный город»
От российского Норильска до китайского Ланфана – 3 732 километра по прямой, однако у зрителя создается ощущение, что он никуда не уезжал. В хронике очередной картины – такой же серый город.
Ланфан (город примерно в 40 километрах от Пекина) считается самым грязным не только в Поднебесной, но, по оценкам некоторых экспертов, и во всем мире. Виной всему угольные рудники и предприятия по переработке этого сырья. Уголь из Ланфана добывается для всего Китая. В результате такой промышленной деятельности воздух там настолько грязный, что люди постоянно ходят в масках, а чистый кислород продают в банках.
Китайский фильм словно переносит зрителей в российскую реальность. И очень скоро становится понятно: у двух стран не только одинаковые проблемы, но и очень схожие методы их решения.
В фильме рассказывается, как местное бюро по охране окружающей среды работает над тем, чтобы изменить ситуацию в Ланфане. Но как сориентироваться между расходящимися интересами правительства, промышленности и работников, которых затрагивает эта политика? И кто победит в борьбе за чистый воздух и благополучие горожан: экологи или промышленники? Ответ на этот вопрос в картине, как и в жизни, пока остается открытым.
«Мистер туалет»
Герой американской картины «Мистер туалет» на первый взгляд кажется городским сумасшедшим. Он ходит по городу в костюме… унитаза. И не только по городу. В таком виде он предстает даже в местном парламенте.
Уроженец Сингапура Джек Сим, переехавший на постоянное место жительства в США, – настоящий крестоносец в решении проблем глобальной санитарии.
По оценкам экспертов, сегодня не имеют доступа к санитарным удобствам почти 2,5 млрд человек. Эта проблема остро стоит в том же Сингапуре, откуда родом герой фильма. А в Индии до 200 тыс. детей ежегодно умирают от отсутствия безопасных санитарных условий.
Если однажды мы хотим проснуться в лучшем из миров, стоит разобраться с темой туалетов, считают авторы фильма. Согласитесь, звучит очень разумно.
«Веломамы»
Режиссер Лиз Каннинг ездила на велосипеде повсюду, пока у нее не родились близнецы. Материнство само по себе было непростым делом, но еще больше Лиз подавляла необходимость перевозить младенцев на машине.
Семья Каннинг решила не менять свои привычки. По запросу «семейный велосипед» Лиз обнаружила в интернете глобальное движение людей, заменяющих автомобили на грузовые велосипеды.
Специальные устройства с длинной рамой, предназначенные для перевозки тяжелых грузов, уже давно выпускают в Америке. Но чтобы приспособить модель для перевозки детей, Лиз пришлось немало потрудиться. Дело того стоило, уверена автор фильма. Теперь у Лиз есть велоколяска для двойняшек, которая позволяет ей сохранить привычный экологичный образ жизни.
Эта американская история нашла отклик в Москве. В обсуждении фильма на фестивале принял участие велопапа Юрий Селивахин. Несколько лет назад после рождения второго ребенка он задумался над такими же вопросами, как и автор фильма.
Правда, борьба Юрия за то, чтобы быть верным своим привычкам, оказалась куда сложнее. В России не производят и не продают грузовые велосипеды. Поэтому из подручных материалов такую конструкцию ему пришлось делать самому.
«Сегодня я обладатель единственного в Москве и России грузовела, – рассказал на фестивале Юрий Селивахин. – Такой транспорт в нашей стране вообще не представлен. Нет и подходящей инфраструктуры. Чтобы покататься на том же грузовеле на ВДНХ, нам приходится добираться туда сначала на машине. Думаю, что с появлением новых грузовелов эта проблема будет решена».
История Лиз – это вдохновляющий пример для всех, кто предпочел в этой жизни велосипед автомобилю, считает Селивахин. Вопрос грузовых велосипедов давно назрел в мире. И вот теперь благодаря фестивалю он поднят и в России.
«Климатический лимб»
Казалось бы, проблема, поднятая авторами картины «Климатический лимб», совсем уж далека от России. Но это только на первый взгляд.
Герои фильма – климатические беженцы. Азиат Рубель, спасшийся от наводнений в Бангладеше, итальянские фермеры Франческо, Луиджи и Карлотте, столкнувшиеся с опустыниванием земель в своей стране, и даже королева из Нигерии, покинувшая родину из-за ущерба, нанесенного окружающей среде нефтью.
Таких климатических мигрантов в мире сегодня уже миллионы, утверждают авторы фильма. Эти люди временно или навсегда покидают свое место жительства и десятилетиями живут в состоянии неопределенности.
До сих пор в законодательстве ни одной страны нет четкого определения «климатический беженец», обращают внимание авторы фильма. В начале этого года на экономическом форуме в Давосе проблему уже понимала ООН. Однако тогда многие страны отказались принимать на своей территории климатических мигрантов.
Ранее сайт «Экология России» – нацпроектэкология РФ» уже рассказывал, что неплохие условия таким переселенцам может предложить Россия. Умеренный климат, запасы пресной воды и наличие свободных территорий – то, что нужно климатическим мигрантам, и чего в достатке в нашей стране.
«Область высокого полета», «Новая порода», «Как мы сеем»
Тема внутренней и внешней миграции в этом году стала одной из самых популярных на фестивале.
Фильм «Область высокого полета» снят российским режиссером в Ленинградской области, куда перебрались четыре семьи из Санкт-Петербурга. Еще несколько лет назад таких людей называли дауншифтерами. Сегодня такие переселенцы все чаще становятся героями нового времени.
О людях, которые уходят из большого бизнеса и предпочитают социальное предпринимательство, рассказывает американский фильм «Новая порода». Все чаще миллениалы открывают бизнес не ради денег, а для решения разных проблем, включая бедность и загрязнение окружающей среды.
А фильм «Как мы сеем» рассказывает, как благодаря сельскому хозяйству люди заново учатся жить и работать вместе. Здоровая почва зависит от совместной работы многих организмов, здоровое сообщество нуждается в том же – проводят параллели авторы картины.
О своем опыте переезда из столицы в глубинку на фестивале рассказала Анна Клепиковская. В 2006 году она впервые оказалась в Архангельской глуши, а уже через несколько лет оставила успешную карьеру в Москве и перебралась на постоянное место жительства в Голубино.
«Это настоящая Россия. И я такую раньше не знала, – рассказала на фестивале Анна Клепиковская. – С поморскими домами, песчаными пляжами, каньонами – это был для меня шок, мне захотелось об этом рассказывать».
Чтобы как можно больше людей узнало о поморской деревне, Клепиковские стали развивать в Голубино туризм. Построили гостиницу, отремонтировали дорогу, запустили информационную кампанию. И в какой-то момент поняли, что они не про туризм, а про смысл жизни, про любовь к малой родине и про самооценку человека.
«Микропластиковое безумие»
Главные герои фильма – одиннадцатилетние дети, которые объявили войну микропластику. Они собирают один из самых опасных видов отходов у себя в школе, на улицах своего города и на берегу океана.
Обычная акция по сбору мусора со временем превратилась в целое экодвижение. Дети проводят анализ собранных отходов, ведут разъяснительные беседы с населением и пропагандируют экологичный образ жизни с помощью stop-motion анимации.
Важность такой работы уже оценили на самом высоком уровне. Школьники – постоянные участники экологических акций, организуемых местной мэрией. А еще со своими докладами дети выступают перед известными в стране политиками.
«Игра в мусор»
Дети и мусор – тема еще одного фестивального фильма. Однако в исполнении российских документалистов она звучит иначе, чем американская история.
К созданию картины авторов подтолкнул нашумевший экоспектакль «Не те вещи» театра-студии «Круг II», который в 2014 году был удостоен премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».
В спектакле «Не те вещи» 30 актеров прямо на сцене превращаются в огромную свалку. Что такое мусор? Как не стать мусором? Имеет ли мусор какую-то ценность? Над этими и другими вопросами предлагают задуматься зрителю авторы постановки.
Не те вещи – это не только про мусор в привычном понимании этого слова, но и про людей, которые по каким-то причинам отличаются от других. Именно из таких начинающих актеров – с особенностями развития – и состоит труппа театра-студии «Круг II».
«Каждый из нас может стать для общества мусором, это происходит неизбежно, когда мы умираем. Группа людей может стать в какой-то момент маргинальной и представлять для социума мусор. Люди с инвалидностью, отчасти, играют эту роль», – объяснили задумку в самом театре-студии.
Фильм, показанный на фестивале, рассказывает историю актеров, занятых в спектакле. Люди – не мусор, такую мысль пытаются донести до зрителей российские документалисты.
Международный фестиваль Ecocup («Экочашка») – независимый проект, представляющий фильмы о людях и их стремлении сохранить мир вокруг себя.
В следующем году фильмы фестиваля станут доступны широкой аудитории, обещают авторы.
Уже больше 10 лет «Экочашка» поднимает самые масштабные экологические проблемы. За это время площадка фестиваля стала настоящим плацдармом для объединения экологических активистов и НКО.