Вода

Счетная палата РФ: охрана водных объектов на Дальнем Востоке находится в зоне риска

Состояние воды ухудшается, надежная защита территории ДФО от паводков и наводнений не обеспечена. Такое заключение дала Счетная палата совместно с контрольно-счетными органами Приморского и Хабаровского краев

Счетная палата РФ: охрана водных объектов на Дальнем Востоке находится в зоне риска
Фото: istock

Всего в 2020-2023 годах и истекшем периоде 2024 года на охрану и использование водных объектов Дальнего Востока были направлены бюджетные средства в объеме 20,5 млрд рублей, в том числе 17,8 млрд рублей - из федерального бюджета. Однако, это никак не повлияло на улучшения, а наоборот, ситуация ухудшилась

Одна из причин - сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод (за последние 5 лет число объектов, загрязняющих реку Амур, увеличилось на 21,6% или 111 ед.), в том числе с территорий сопредельных государств. «Существующий уровень международного сотрудничества не позволяет в полной мере обеспечить защиту и рациональное использование трансграничных водных объектов на Дальнем Востоке. Совместный мониторинг состояния водных объектов не проводится, взаимное информирование о планируемых работах по берегоукреплению на пограничных водных объектах в настоящее время не осуществляется», - уточнил аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов.

На сегодняшний день состояние и условия эксплуатации гидротехнических сооружений не гарантируют предотвращение или снижение негативного воздействия вод. По данным Ростехнадзора, из 743 дальневосточных ГТС 429 имеют неудовлетворительный уровень безопасности. При этом часть ГТС эксплуатируется без декларации безопасности и без обязательного страхования гражданской ответственности.

Кроме того, проверкой установлено, что действующая методика оценки вероятностного ущерба от наводнений и эффективности водохозяйственных мероприятий не предусматривает расчет стоимости переселения из зон затопления и его сравнение со стоимостью объектов инженерной защиты. Расчеты показали, что по ряду планируемых к строительству объектов стоимость их возведения до 58 раз превышает размер предотвращаемого ущерба. Также отмечены факты, когда местные органы власти Приморского и Хабаровского краев выдавали разрешения на строительство объектов без инженерной защиты в границах зон затопления, что может иметь негативные последствия.

Помимо указанных системных проблем, проверка выявила многочисленные нарушения законодательства при заключении и исполнении контрактов на строительство и ремонт ГТС, а также на проведение водохозяйственных мероприятий на общую сумму 689,1 млн рублей. Среди ключевых нарушений: завышение сметной стоимости работ, заключение контрактов с недостаточно квалифицированными подрядчиками, некачественная подготовка проектно-сметной документации (ПСД), оплата неподтвержденных расходов, непринятие мер по взысканию причиненного ущерба по вине подрядчика и другие. Все это повлекло удорожание стоимости строительства ГТС на сумму 4,5 млрд рублей, перенос сроков завершения строительства (до шести лет), а также потерю актуальности разработанной ПСД по водохозяйственным мероприятиям на общую сумму 286,8 млн рублей.

«В целом результаты проверки свидетельствуют о недостаточном уровне контроля со стороны органов государственной власти за правомерным использованием бюджетных средств, направленных на реализацию водохозяйственных мероприятий. В ходе мероприятия объектами контроля Приморского края уже приняты меры по возмещению ущерба в размере более 15 млн рублей, а также уменьшению стоимости контрактов на 31 млн рублей. Подрядными организациями выполнены работы по устранению выявленных недостатков», - констатировал аудитор.

О результатах контрольного мероприятия Счетная палата проинформировала Совет Безопасности Российской Федерации. Также для решения обозначенных проблем Минстрою и Минприроды направлены рекомендации по повышению качества строительного контроля и мониторинга водных ресурсов. В частности, Минприроды рекомендовано обеспечить возобновление участия российской стороны в проведении совместного российско-китайского мониторинга качества трансграничных вод, а Минстрою - разработать типовые условия контракта на проведение строительного контроля на линейных объектах капстроительства и установить законодательный запрет на привлечение к стройконтролю неаттестованных специалистов.

В свою очередь Росводресурсам предложено усовершенствовать методику оценки эффективности водохозяйственных мероприятий с учетом разработанной в ходе контрольного мероприятия модели укрупненной оценки стоимости переселения с территорий, подверженных негативному воздействию вод. Данная модель предлагает в качестве альтернативы строительству береговых дамб использовать такие способы предотвращения ущерба от затопления, как: переселение населения со всей затапливаемой территории, частичное переселение с наиболее подверженных затоплению участков, а также частичное переселение и снос капитальных построек со строительством защитных сооружений на удалении от речного русла.

Кроме того, по итогам проверки Счетная палата направила представления объектам аудита с требованиями об устранении выявленных нарушений, а также обращения в Генеральную прокуратуру и МВД России, информационные письма - в Росприроднадзор, Ростехнадзор, Ространснадзор, губернаторам Приморского и Хабаровского краев для принятия соответствующих мер реагирования.

 

Еще по теме