Экология

Оценку «неуд» поставили в Госдуме за выполнение федпроектов по Волге и Байкалу

Сегодня комитет по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды принимал отчет о реализации нацпроекта «Экология» в 2019-2024 годах

Оценку «неуд» поставили в Госдуме за выполнение федпроектов по Волге и Байкалу
Фото: из трансляции расширенного заседания комитета Госдумы

Зачитывал итоги и показывал презентации не глава Минприроды России, а его первый заместитель Константин Цыганов, пояснив, что министр отбыл в командировку. Задача была непростая у первого зама – на фоне звучащей критики о провале ряда направлений по нацпроекту, сохранить лицо и ещё убедить присутствующих и тех, кто следил за выступлением по видеосвязи, что не всё так плохо, как думают депутаты. Вот, например, наилучшие показатели у трёх федеральных проектов: «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов» и «Сохранение уникальных водных объектов». Только вот 6 из 10 федеральных проектов так их и не достигли, завершение отдельных проектов сдвинуто на 2026 год. Выдал свою ремарку по ходу обсуждения и аудитор Счетной палаты России Сергей Мамедов, что вот у его ведомства мнение расходится с изложением итогов нацпроекта, всё потому, что большинство данных оказывается скорректированы в сторону уменьшения, поэтому такой большой показатель их выполнения.

По словам Мамедова, когда Президент объявлял нацпроект, то там была логика, был состав, количество показателей и т.д., а потом с нацпроектом начали происходить всякие метаморфозы. «Они стали изменяться, но и не только с точки зрения количественного показателя, стали пропадать показатели и добавляться новые. И это было сделано несколько раз. И то, что мы сейчас воспринимаем как нацпроект, и то, что было подписано в 2017 году – это две, наверное, сильно разные вещи. Поэтому, когда вы ставите задачу Счетной палате сравнить выполнение с 2017-го по 2024-ый год, то на сегодняшний день для нас это сравнение круглого с зеленым. Это и есть мутная вода, где все время двигаются сроки. И мы это фиксируем, и будем докладывать Президенту», – сказал Мамедов.

Представители Генеральной прокуратуры добавили своих красок в дискуссию, сообщив, что за годы реализации нацпроекта выявлено свыше 20 тысяч нарушений законов, заведено 151 уголовное дело. Выявлены случаи отклонения от проектно-сметной документации, завышения стоимости работ, предоставления недостоверных сведений.

Можно только догадываться, как непросто чиновникам из Минприроды было держать удар из серии эмоциональных комментариев. Чего только стоит сравнение депутата Жанны Рябцевой ничегонеделания по исправлению выявленных в результате ее парламентского контроля неработающих очистных на Волге с диверсией, беспределом и саботажем. В ее выступлении досталось и Минстрою России, который до сих пор не обнародовал список «черных подрядчиков», а в итоге – не сделано ничего. Последнее слово Рябцева произнесла по слогам, в общем, отчеканила.

А депутат Анатолий Грешневиков уверен, что не только цифрами надо отчитываться, но и называть причины, по которым национальный проект был провален. «Кто виноват? Какие выводы? Нужна конкретика. Я ярославский, волжский депутат, но не вижу никаких позитивных решений. Доклад хороший, а на местах все плохо. И печально, конечно, за Байкал. После катастрофы на Черном море, за Байкал браться не следует. Год назад мы остановили законопроект. Но почему до сих пор мы точечно не решаем там проблемы? Если есть вопрос по кладбищу, то почему нельзя было внести поправку? Мы бы приняли ее. Отдельно поправку по дороге, ее границам, сколько деревьев вырубить. Но вы молчите», – обвинял в безынициативности чиновников Грешневиков.

Константину Цыганову как основному докладчику по нацпроекту приходилось буквально вытаскивать аргументы, которые тут же депутаты из сильной позиции переводили в слабую. Вот, например, инновация прошлого года – «Инциденты». Это так называется межведомственная комиссия или штаб, чтобы оперативно искать решения и применять их на практике, например, по мусорной реформе или очистным сооружениям. Замминистра говорит, что «все силы и средства сгруппированы в «Инциденте», ряд решений принимается, связка федеральные органы и регионы прорабатывается – там надо править нормативку, и это отдельный блок, который рассматривается. Механизм и создан, чтобы быстро принимать решения».

Все это хорошо, но! Глава комитета Дмитрий Кобылкин перехватывает слово у Цыганова и объясняет: «Мы не двигаемся. Вот, что самое обидное. У нас цели не было сделать вас крайними. Госдуме полномочия такие дали. У нас полномочия поменялись. У нас вариантов других нет».

Что по итогу. Если сердце может успокоиться показателями по трем федеральным проектам, то в остальных случаях, только остается гадать – когда будет сдана работа. Ряд депутатов не уверен, что это случится в 2025 году, хорошо, если в 2026-ом. 142 объекта по проекту «Оздоровление Волги» недоделаны, не завершены объекты и не достигнуты показатели по проекту «Сохранение озера Байкал». Вызывает вопросы достижение показателей в рамках проекта «Комплексная система обращения с ТКО». Расходится статистика из разных источников, нет объективных данных по обработке, утилизации и захоронению отходов. Также не достигнуты показатели по поручению Президента о переходе на обязательный раздельный сбор мусора. По территориальным схемам только 8,3% контейнеров предназначены для раздельного сбора. И, вообще, по словам аудитора Мамедова, это «один самых странных нацпроектов – строит Минстрой, а отвечает Минприроды».

Вот с таким раскладом мы и переходим в «Экологическое благополучие», в новый национальный проект.

Ольга Стрелкова

 

Еще по теме