Экология

«Озеленение» вузов или экоактивизм со студенческой скамьи

В этом году экологический активизм выбран главной темой международной природоохранной акции «Час Земли», которая состоится 28 марта. В России на сегодняшний день существует немало возможностей направить свою энергию на решение проблемы загрязнения окружающей среды и на вовлечение сограждан в подобную деятельность. Реализация принципов устойчивого развития и «зелёной» экономики в высших учебных заведениях — одна из таких возможностей, которая доступна и студентам, и преподавателям, и администрации.

Председатель Ассоциации «зелёных» вузов России Андрей Руднев и Координатор Федеральной партнерской программы «Зелёные вузы России» Движения ЭКА Екатерина Шевченко рассказали нам о нюансах своей работы.

История Ассоциации «зелёных» вузов России началась с экологического квеста. Игровой соревновательный подход оказался удачным решением. «В 2017 году в рамках Года экологии Движение ЭКА запустило первый квест — «Разделяй с нами». Он был посвящён внедрению раздельного сбора отходов в высших учебных заведениях. По итогам этого квеста 25 студенческих команд внедрили либо на факультете, либо в каком-то здании университета раздельный сбор. Ребята ставили баки, собирали макулатуру, пластик, крышечки, батарейки. Заключали договора с подрядчиками, которые все это раздельно вывозили. Некоторые участники квеста даже получали небольшое финансирование, — вспоминает Андрей Руднев. — Главной целью квеста было внедрить раздельный сбор мусора, но подойти к этой цели можно было постепенно, выполняя 12 заданий. Ребята регистрировали свою команду онлайн и в личном кабинете сдавали отчеты. Это было соревнование. Каждая команда работала в своем регионе, но при этом был общий рейтинг. Была система оценки, присуждение баллов. Задания постепенно усложнялись».

Например, могла быть поставлена задача провести урок, лекцию, мероприятие, акцию, ярмарку или выставку рисунков экологической направленности. Такой формат позволил многим «втянуться» и прочувствовать актуальность и важность экологических вопросов. В итоге была основана Ассоциация «зелёных» вузов России. Началось все с небольшого количества команд, но за два года Ассоциация разрослась и команд стало более восьмидесяти.



Как нам рассказала Екатерина Шевченко, основная задача партнерской программы «Зелёные вузы России» — формирование экологического мышления. «Если говорить об экологическом мышлении, то это прежде всего осознанность — когда ты начинаешь осознанно относиться к себе в первую очередь, к тому, что ты делаешь, к результатам своей жизни, к тому, что ты оставляешь после себя. И так или иначе начинаешь задумываться об окружающей среде, о природе. Когда начинаешь осознавать — перестраиваешь свои привычки», — пояснила она.

Партнерская программа Движения ЭКА охватывает несколько направлений деятельности. Это работа со студенческой аудиторией, но также и работа с администрацией вузов, с преподавателями.

Взаимодействие с молодежью на сегодняшний день приносит массу положительных эмоций, отметила Екатерина Шевченко. «Сейчас у нас счастливая пора. Я пришла в экоактивизм лет семь-восемь назад. Мы стали проводить просветительские акции по раздельному сбору, и тогда мало кто нас поддерживал и понимал, зачем это все нужно. На нас смотрели, как на фриков, которые что-то хотят изменить. Сейчас экология — это очень популярная тема. Мы на гребне волны, когда паришь и понимаешь, что делаешь классное дело, что есть отклик. Многие ребята хотят что-то делать, но не знают как. Мы даём им методологию, обучающие программы, квесты. То есть даём им инструменты, благодаря которым они могут начать деятельность в своем вузе и популяризировать экологичный образ жизни».



Возможность развиваться есть не только у начинающих экоактивистов. «У нас сейчас запущены две школы. Более опытные ребята из Ассоциации «зелёных» вузов, которые уже прошли определенный путь, что-то поняли, что-то построили, они теперь обучают, делятся своими знаниями, удачными практиками с теми, кто еще только хочет что-то делать. В рамках молодежной школы учат, как организовать экоклуб. А вторая школа — это уже школа эколидеров для тех, кто хочет чуть больше. То есть не только объединить людей в своем вузе, а объединить несколько вузов в регионе, стать региональным лидером».

Для того, чтобы стать успешным эколидером, важно быть «идейным», подчеркивает Андрей Руднев. «Нельзя проводить акции и мероприятия с экологической составляющей, при этом раздавая пластиковые стаканчики на кофе-брейке и используя одноразовую упаковку. Идейность очень важна, потому что ребята видят горящие глаза, видят заинтересованность. Они идут поначалу, не думая об экологических проблемах, о том, что ими важно заниматься. Они видят — есть идейный лидер, который горит идеей сохранения природы, и они "включаются", потому что сначала это просто весело. Потом они постепенно, в процессе своей деятельности, начинают понимать, как это важно».

И студентов, и преподавателей, и администрацию вузов надо мотивировать, считает Екатерина Шевченко. Например, для того, чтобы мотивировать администрацию, был разработан российский «зелёный» рейтинг высших учебных заведений. «Один из наших выпускников создал рейтинг «зелёных» вузов, адаптированный под Россию. Это его творческая работа. Есть много зарубежных «зелёных» рейтингов, но они не соответствуют нашим условиям, поэтому нужно было адаптировать». Все вузы борются за рейтинг, отмечает Екатерина Шевченко, поэтому возможность войти в список самых «зелёных»  для них является стимулом. «Мы встречали ребят, которые говорили, что они, выбирая куда поступить, останавливались на учебном заведении, где есть экоклуб». Основная задача рейтинга — показать вузу, что «зелёным» быть полезно и не сложно, что есть экономические выгоды (ноль отходов, энергосбережение, водосбережение и т.п.).

Очень важно, чтобы и студенческая аудитория была привлечена, и преподавательская, и административная. Только такой «тройственный союз», по мнению Екатерины Шевченко, позволяет добиваться настоящих результатов.

Фото (с) Ассоциация «зелёных» вузов России

Еще по теме