Новости


Результаты февральского всероссийского опроса Фонда общественного мнения (ФОМ) продемонстрировали растущую удовлетворенность жителей страны работой системы обращения с твердыми бытовыми отходами. Более трети опрошенных (35%) отметили, что ситуация с вывозом и утилизацией мусора там, где они проживают, улучшается. Для сравнения, в апреле 2018 года такого мнения придерживалось менее четверти россиян (23%). 

Как рассказали нам эксперты в области экологии и жилищно-коммунального хозяйства, результаты «ФОМнибуса» свидетельствуют о том, что «мусорная реформа» действительно начала реализовываться и приносить плоды. 

Ярослав Князев, эксперт общероссийской общественной организации «Зеленый патруль»:

«2018-2019 годы стали переломными в реформировании данной отрасли. В частности, был запущен институт региональных операторов. И конечно, массовый и повсеместный запуск данного института сам по себе привлек много внимания средств массовой информации и граждан, ведь им пришлось платить за отходы по-новому и нередко больше, чем они платили, а на первых этапах практически все операторы столкнулись с проблемой вывоза. Пытаясь соответствовать трендам, или как модно говорить сейчас «хайпануть», а нередко и просто банально заработать, некоторые СМИ специально писали о проблемах данной отрасли и конкретных регоператоров только негативно. 

Все это, конечно же, привело росту негатива в информационном поле и, как следствие, в общественном мнении. Но как с любым правым делом, а именно таким я считаю мусорную реформу, работает принцип: «собака лает, караван идет». Ажиотаж утих, и наступили трудовые будни. Большинству жителей городов практически безразлично, как, когда и куда вывозятся их отходы жизнедеятельности, если система работает без сбоев. И только лишь когда система начинает сбоить, например, жители сталкиваются с несвоевременным вывозом отходов или переполнением контейнеров, они начинают жаловаться; таких, по данным ФОМ, 13% опрошенных. Эта и первая (35%) цифры говорят о том, что реформа в целом начала работать. А когда реформа будет полностью воплощена, самым частым ответом, на мой взгляд, при подобных опросах будет «затрудняюсь ответить». И это высшая похвала всем, кто с данной реформой связан. Ведь, повторюсь, когда в мусорной отрасли все работает хорошо, большинство этого даже не замечает».

Рашид Исмаилов, председатель Российского экологического общества:

«Динамика действительно есть, это ключевой показатель и главное, на что надо обратить внимание. Действия властей и ответственных за реформу становятся слаженными и эффективными, хоть и сохраняются проблемы, например у регоператоров. Но население не должно нести ответственность за сбои в реализации госполитики. Для людей важно, чтобы все работало – мусор своевременно вывозился, контейнерные площадки были в надлежащем состоянии, оплата была справедливой. Жители видят позитивные изменения, надо работать дальше, сохранять динамику. 

Конечно, в СМИ и соцсетях сегодня много негатива, так, к сожалению, устроено у нас общество – достижения воспринимаются как должное. Нам надо больше показывать успехи в отрасли, реальные проекты. Не нужно стесняться «пиарить» то, что получается – это составляющая успеха всей «реформы чистоты».

Светлана Разворотнева, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, член Общественной палаты РФ:

«Анализ обращений, поступающих в общественные приемные НП «ЖКХ Контроль», свидетельствует о том, что градус напряжения, связанный с «мусорной реформой», падал на протяжении всего прошлого года. Так, если в первом квартале 2019 около 12% обращений были связаны с данной темой, то в последнем – чуть больше 5%. Такая динамика объясняется целым рядом обстоятельств. 

Во-первых, вновь созданные региональные операторы действительно стали лучше работать – стали лучше убирать мусор, выверили списки плательщиков. Во-вторых, во многих регионах благодаря губернаторам или ФАС снизились цены на данную услугу. И, наконец, просто прошел первый шок, связанный с появлением в платежках новой строки. Однако говорить о том, что в отрасли все безупречно, явно преждевременно. Во-первых, по-прежнему не сформирована инфраструктура – в муниципалитетах отсутствует необходимое количество современных контейнерных площадок, в регионах не хватает современных полигонов, плохо развивается переработка и утилизация мусора, в зачаточном состоянии раздельный сбор мусора. По-прежнему много вопросов вызывает невозможность пересчета платы за данную коммунальную услугу при ее непредоставлении (особенно в тех случаях, когда плата взимается «по квадратным метрам», причем в тех помещениях, где граждане, фактически не живут). Много вопросов остается к расчету нормативов накопления и к территориальным схемам. 

При этом многие проблемы, безусловно, являются проблемами роста. Минстрой РФ уже объявил о внесении изменений в нормативно-правовые акты, которые позволят сделать возможным перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО. Российский экологический оператор ведет работу по совершенствованию территориальных схем обращения с отходами, по совершенствованию методики формирования нормативов накопления. Так что есть надежда, что постепенно удовлетворенность граждан работой данной отрасли будет расти».  


Фото (с) Essentials/iStock






Мнения
Все мнения