Экология

Гринвошинг или как товары притворяются зелёными

С каждым годом растёт число продуктов с приставкой «эко». Всё постепенно окрашивается в зелёный — от молока до туши для ресниц. Но действительно ли эти товары натуральны или они только притворяются? 

Как показало исследование Nielsen от 2018 года, среди россиян 62% опрошенных готовы платить больше, если компания обращает внимание на то, как её продукция влияет на экологию. Этот показатель значительно выше, например, среднеевропейского уровня (57%) и уровня Северной Америки (47%). Такой сдвиг парадигмы похвален, но многие компании этим пользуются. Они прибегают к зелёному пиару (гринвошингу) в попытках дезинформировать потребителя. 

Чем глубже осознанное потребление входит в моду, тем активнее производители стремятся показать свою причастность к тренду. Зачастую не самыми порядочными методами. По-хорошему, эко продукция должна быть максимально безвредна для окружающей среды, содержать в себе только экологически чистые вещества и иметь эко-упаковку или не иметь ее вовсе. Помимо этого, фирма должна использовать переработанные или возобновляемые материалы. Но вместо этого компании-притворщики используют маркетинговые уловки, чтобы скрыть собственное бездействие и хитростью оказаться в другой лиге производителей.

Такие компании любят играть в слова. На обратной стороне их продуктов визуальные акценты расставлены сугубо на природных компонентах, что выставляет бренд в исключительно выгодном свете. На лицевой стороне покупателей подкарауливают другие трюки. Она чаще всего пестрит терминами «эко», «натуральный» и «био», которые сами по себе ничего не гарантируют, но создают приятную видимость. Также используются приятные эко-вижуалы — природная символика (деревья, листья, сам зелёный цвет).

Такие маркетинговые заигрывания останутся в нашей жизни до тех пор, пока использование определенных терминов и изображений не будет строго регламентировано. На сегодняшний день обогащение, которое строится на «костях» эко-устремлений покупателей, очень слабо регулируется законом. Да, в России есть обязательная аккредитация органов по сертификации, закон об «органике» и другие системы госконтроля. Но всё это не решает проблему гринвошинга.

Несмотря на то, что потребители готовы проголосовать кошельком за экологические инициативы, компаниям встать на этот путь действительно непросто. В первую очередь, с экономической точки зрения. Конкурировать с «незелёными» альтернативами на продуктовой полке будет сложно, хотя бы из-за значительно возросшей себестоимости после модернизации производства. Бывает и так, что цена, наоборот, уменьшается, но это редкость. Ведь компаниям, которые действительно хотят стать зелёными, а не просто притвориться, нужно менять устоявшиеся процессы, сокращать отходы, выбросы и получать сертификаты. Нужно признать, всё это нелегко. Проще сделать вид. Компаниям, которые не готовы вложиться в реальные перемены, только играет на руку, что потребитель не может или не готов разобраться, какой товар действительно зелёный.

Хорошая новость в том, что сейчас появляется всё больше возможностей проверить продукт на экологичность. Лучший помощник в этом — маркировки. Быстро разобраться в них поможет бесплатное приложение Ecolabel Guide, выпущенное Экологическим союзом. Там собрано огромное число маркировок и их значений (например, ISO 14024, Fair Trade, Листок жизни). Пользователь отправляет на распознавание фотографию знака на упаковке и получает ответ, является ли данный знак экомаркировкой, заслуживающей доверия. 

Пока только накопленные знания и личный опыт применения продукции помогут отличить фейковую экологичность от реальной. Не позволяйте брендам прикрывать свою безответственность красивыми слоганами, узнаваемыми терминами и зелёными картинками!





Еще по теме