8 октября в более чем 50 странах отмечается Всемирный день экологической маркировки.
Специальную дату придумали во Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN), чтобы научить потребителей отличать экологичные товары от тех, которые только прикидываются «зелеными».
Сделать это не так сложно, как может показаться, – GEN поддерживают программы экомаркировок I типа, всего их 28.
Наличие маркировки первого уровня, как на продуктах, так и на непродовольственных товарах, говорит потребителю, что производитель не использует:
-
гербициды,
-
синтетические азотные удобрения,
-
ГМО.
Кроме того, чтобы получить сертификат I типа, производитель обязан соблюдать природоохранное законодательство, минимизировать количество используемых ресурсов, наладить эффективное обращение с отходами и вести экопросветительскую деятельность.
Экомаркировки I типа
На товарах, представленных в российских магазинах, чаще всего можно встретить маркировку «Листок жизни». Это единственная российская экомаркировка-член GEN. Такой значок уже стоит на более чем 150 наименованиях товаров не только российских, но и иностранных компаний. В их числе Samsung, Splat, Tarkett, «ТехноНИКОЛЬ», ГК «Оптиком» и другие.
Кроме этого, на российских полках можно увидеть товары, помеченные «Голубым ангелом» (немецкая экомаркировка). Это старейшая экомаркировка в мире. Она была создана в 1978 году по инициативе Федерального министра Германии и принята Министерством по экологии федерации и земель.
Также можно встретить товары, помеченные «Северным лебедем» (скандинавская экомаркировка). Им чаще всего маркируют продукты питания. «Северный лебедь» – один из самых распространенных экологических знаков в мире. И самый узнаваемый в северных странах. Например, согласно исследованиям, 97% жителей Швеции знают эту маркировку и понимают, что она означает.
А вот «Европейский цветок» (маркировка стран ЕС), который также встречается в России, не может стоять на продуктах. Она (маркировка) предназначена для средств для уборки, стирки, мытья посуды, ухода за телом. Такой значок также можно встретить на телевизорах, компьютерах, лампочках и отопительных приборах, изделиях из древесины, бумажно-гигиенической продукции, офисной и типографской бумаги, товарах для туризма.
Другие маркировки первого типа в российских магазинах практически не встречаются, однако, если вы отправитесь заграницу, отличить экологичные товары там вам поможет таблица всех экомаркировок-членов GEN.
Органик-маркировки
Кроме маркировок первого типа (своего рода «Оскара» в экоритейле), ответственное отношение производителя к экосистеме подтверждают органик-маркировки.
Российский знак «ОРГАНИК» говорит о том, что продукция соответствует межгосударственному стандарту ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства».
Знак EU Organic («Евролист») свидетельствует о том, что продукт соответствует стандартам Европейского союза в сфере органического сельского хозяйства.
А знак USDA Organic означает, что продукт соответствует американским стандартам в сфере органического сельского хозяйства (NOP).
Весь список таких органических маркировок есть в приложении Eco Label Guide. При наведении камеры на значок – приложение показывает признанные в мире экомаркировки.
Отраслевые маркировки
Маркировки, оценивающие отдельные этапы жизненного цикла товара, наиболее экологически значимые именно для этого вида продукции, принято называть отраслевыми.
К таким, например, относится FSC. Она встречается на вещах или упаковке из бумаги или дерева и означает, что древесные ресурсы для продукции взяты из управляемых лесов, а не из незаконных источников.
Маркировка Energy Star оценивает экологичность по критерию энергоэффективности.
А Global Organic Textile Standard указывает на то, что в составе материала только органический хлопок.
Твой личный вклад в экологию
Все вышеперечисленные знаки – это гарантия того, что вы покупаете качественные продукты и товары. Кроме того, это еще и ваш личный вклад в экологию, считает Юлия Грачева, директор «Экологического союза»:
«Производство, покупка и использование продуктов, которые соответствуют требованиям экомаркировки, помогают развивать ответственное производство и потребление. За маленьким значком маркировки стоит независимая и строгая проверка по экостандартам. Выбирая товары с такой маркировкой, люди стимулируют ответственного производителя».
Ученые уже доказали: производство и потребление товаров, сертифицированных по экостандартам, оказывает меньшее воздействие на природу.
-
так, по данным совместного исследования Федерального агентства по окружающей среде и Института прикладной экологии, благодаря экомаркировке в 2018 году только в России не попало в окружающую среду около 332 тонн летучих органических соединений и было сэкономлено 5 млн тонн лакокрасочных материалов.
-
за тот же год в Индии почти 6,5 млн тонн парниковых газов не попали в окружающую среду благодаря применению экосертифицированного цемента,
-
а Новая Зеландия избежала выброса 21 тыс. тонн CO2 за счет использования экосертифицированной туалетной бумаги.
Гринвошинг – экообманщики
Однако наряду с подтвержденными сертификатами маркировками на упаковках товаров, зачастую встречаются и ложные экозаявления – гринвошинг (буквально – «зеленое отмывание»). Это экологичное позиционирование компании или товара без достаточных для этого основания.
Ранее сайт «Экология России» – нацпроектэкология РФ» писал об уловках, которые используют гринвоширы.
Упаковки таких товаров чаще всего пестрят терминами «эко», «натуральный» и «био», которые сами по себе ничего не гарантируют, но создают приятную видимость. Также производители используют эковижуалы — природную символику (деревья, листья, сам зеленый цвет).
Но самый мощный инструмент таких обманщиков – это незнание самих покупателей. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам избежать уловок мошенников.
И напоследок совет: как отпраздновать международный день экомаркировки? Например, можно отправиться в магазин и отыскать там продукты с экомаркировкой.
Своими эконаходками можно поделиться в Сети, выложив в соцсетях фото с хэштегом #WorldEcolabelDay. По этому же хэштегу вы сможете увидеть другие продукты, которые отыскали на полках российских магазинов покупатели в день экологической маркировки.