«Черное небо» – главная экологическая проблема Новосибирской, Кемеровской, Омской областей и Красноярского края. На возникновение ядовитого смога в промышленных городах Сибири сильное влияние оказывают погодные факторы.

Начальник Гидрометцентра Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Анна Лапчик рассказала, что от смога особенно сильно страдают люди и биосфера. Ядовитые примеси в воздухе моментально не рассеиваются, для этого требуется время.

«Атмосфера характеризуется условиями нормальными и анормальными. При нормальных происходит интенсивное перемешивание воздуха по вертикали и горизонтали, а загрязняющие вещества над крупными городами рассеиваются, поэтому угрозы здоровью не несут», – отметила эксперт.

Метеоролог утверждает, что степень загрязнения воздуха зависит от скорости ветра, который выдувает смог на расстояние 30 метров от земли. Это как раз тот слой, где живут люди. Если этого не происходит, то концентрации выбросов могут увеличиваться в 5-10 раз от нормы. 

«Опасность возрастает при туманах. Когда аккумулируют частицы вредных примесей, возрастает их концентрация в приземном слое у поверхности земли. Негативное влияние увеличивается в 1,5-2 раза», – объяснила она.

В прошлом году жителям Сибири дышалось легче, зима была теплой и ветреной. Режимов НМУ было меньше, чем в предыдущие годы, но далеко не везде. Например, в Омской области ситуация только ухудшилась. Горожане прожили в смоге 135 дней – было объявлено 200 периодов «черного неба». Для сравнения: в 2019 году таких «грязных дней» было 95. В Кемерове НМУ вводилось около 40 раз. Новосибирску в плане погоды повезло больше. 

«В южных регионах Сибири 2020 год был самым теплым за всю историю инструментальных наблюдений. Выпадало большое количество осадков, держалась очень высокая температура. Бурные процессы не способствовали накоплению вредных примесей», – рассказала Анна Лапчик.

Все изменилось в третьей декаде декабря, когда на всю Сибирь стал надвигаться арктический антициклон. Котельные в температуру -40 градусов заработали интенсивнее, ветер снизил скорость, а значит наступили «черные» времена.

«Чем длительнее сохраняется антициклон, тем условия становятся все более благоприятны именно для накопления примесей», – отметила метеоролог.

Жители Сибири живут в режиме «черного неба» круглый год. Летом котельные работают слабо, но возникает еще один серьезный фактор. Это лесные пожары: горящая в Красноярском крае, Иркутской и Томской областях тайга способствует накоплению гари и сажи.

На проблему с воздухом жители Сибири часто жаловались волонтерам «Зеленой линии». Поступили сотни звонков из разных регионов. 

«Режим «черного неба» держится до нескольких недель, чаще в зимние периоды. В каждой семье аллергенные дети из-за выбросов вредных веществ. Предприятия, осуществляющие выбросы, ответственности не несут», – поступил звонок из Красноярска.

«Сильное задымление города. Даже в квартире при закрытых окнах тяжело дышать. В городе на расстояние вытянутой руки ничего не видно. Запах гари, при котором ухудшается самочувствие», – рассказал житель Омска. 

Власти сибирских регионов отмечают несколько факторов, влияющих на качество воздуха. Это автотранспорт, работа промышленных предприятий (у каждого региона свои заводы), угольные ТЭЦ и частный сектор.

«У ТЭЦ и промышленности выбросы носят стабильный характер. Транспорта же становится больше. Газификация частного сектора идет активно. В Новосибирске она завершена на 70%», – отчитался заместитель министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Юрий Марченко.

По словам чиновника, в области стараются перенаправлять транспортные потоки, чтобы транспорт не скапливался в одном месте. 

«Большое значение имеет дорожное регулирование. Когда был построен северный обход Новосибирска, негативный вклад транспорта упал на 15%. Когда мы завершим восточную и южную магистрали, то нагрузка еще больше снизится. В приоритете у нас газификация всех видов транспорта. Есть программа, рассчитанная на 5 лет, требуемая сумма – 3 млрд 200 млн рублей», – добавил он. 

Глава министерства природных ресурсов и экологии Омской области Илья Лобов честно заявил, что воздух в промышленном городе априори не может быть эталонно чистым.

«Мы реализуем нацпроект «Экология», федпрограмму «Чистый воздух». Снижаем нагрузку на атмосферу, идет модернизация промышленного оборудования и очистных сооружений», – пояснил он.

Промышленные предприятия в режимы НМУ обязаны снижать нагрузку. Если раньше эта рекомендация носила формальный характер, то сегодня за исполнением закона тщательно следят.

По словам министр природных ресурсов и экологии Кузбасса Сергея Высоцкого, теперь региональные надзорные органы без согласования с прокуратурой могут заходить на предприятия и делать соответствующие замеры. 

«Нарушения в 2020 году были, некоторые предприятия не выполняли согласованные планы. Другие мелкие компании вообще не знали, что наступил режим НМУ. Но повторные проверки показывают, что промышленники исправились. Повторных нарушений мы не встречали», – сказал чиновник. 

В каждом сибирском городе с грязным воздухом действует несколько эколабораторий. Передвижные машины, оснащенные оборудованием, выставляются в определенных точках мегаполисов. Эксперты производят замеры, иногда по несколько раз в сутки. Для более ясной картины регионам хотелось бы получить большей экологической открытости от заводов-загрязнителей. 

«Мы ждем установки на предприятиях онлайн-датчиков с передачей информации о выбросах в единый центр наблюдений. Это еще будет дисциплинировать предприятия. В целом, крупные промышленники стараются не нарушать действия режима НМУ», – добавил Высоцкий.

Газ может стать спасением для сибирских регионов. Например, в Новосибирске начали активно переводить общественный транспорт на газ, строится инфраструктура для электромобилей. Но перевод угольных котельных на этот вид топлива пока рассматривается в далекой перспективе.

«Угольные котельные – это трандиционный вид теплогенерации, так сразу перестроить их на газ не просто. У нас одна из крупнейших ТЭЦ-3 работала на буром угле, серьезных нареканий к деятельности объекта не было», – сказал замминистра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Юрий Марченко.

В Кузбассе тоже строится несколько газовых станций, где будет заправляться транспорт. Ставку на электромобили в регионе пока не делают, а только присматриваются к опыту Москвы. Тем не менее, для владельцев электрокаров глава региона решил отменить транспортный налог.

Одним из самых грязных городов в Кузбассе стал Новокузнецк. Жалобы на смог из этого города также поступали на «Зеленую линию». Власти об этом знают и выстраивают многообещающие планы по снижению негативной обстановки.

«К 2024 году выбросы в Новокузнецке должны снизиться на 70 тысяч тонн. В 2019 году по сравнению с 2017 годом выбросы снизились на 7%. В 2020 году показатель составит около 10%. Все мероприятия реализуются без срывов», – добавил Сергей Высоцкий.

Несмотря на принимаемые меры, прогнозы синоптиков остаются неблагоприятными.

«Рассчитывать на то, что режимов НМУ будет меньше, к сожалению, нельзя. Повлиять на природу мы точно не сможем», – констатировала Анна Лапчик.

Фото: VladGans – istockphoto.com

Поделиться





Все мнения