Экология

Более 70% россиян выступают за обучение экологической грамотности в школе

Аналитики выяснили, как россияне оценивают свой уровень экологической грамотности и должна ли школа давать знания об экологии

Более 70% россиян выступают за обучение экологической грамотности в школе
Фото: istock

Понятие экологического образования в России закреплено в нескольких официальных документах: Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), распоряжении Правительства от 2012 года «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года» и в Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Однако данные нормы являются рекомендательными. Сегодня школы могут вводить экологию в качестве самостоятельного предмета, но в большинстве образовательных учреждений экологическая грамотность преподается через смежные предметы (биология, география, химия) и внеклассную деятельность. Эти знания не учитывают большой объем данных о влиянии природных процессов и деятельности человека на состояние окружающей среды.

Аналитический центр НАФИ совместно с коммуникационным агентством LikePR опросили 1600 россиян во всех регионах России. Они задавали вопросы об оценке уровня экологической грамотности респондентов, а также как они относятся к необходимости формировать релевантные навыки и знания в рамках обучения в школе.

Оценка россиянами собственного уровня экологической грамотности

Большинство россиян оценивают свой уровень экологической грамотности как средний (76%). Каждый пятый (20%) считает, что обладает высоким уровнем знаний по вопросам окружающей среды. Низко свои знания в сфере экологии оценивают 4% опрошенных.

Что касается осведомленности по отдельным вопросам, то лучше всего россияне разбираются в том, как деятельность человека или природные процессы влияют на состояние окружающей среды. Высокий уровень знаний по этим вопросам демонстрируют 61% и 47% опрошенных соответственно.

Осведомленность о других экологических аспектах несколько ниже:

•         как снизить негативное влияние человеческой жизнедеятельности на состояние окружающей среды хорошо знают 44% россиян

•         какие экологические проблемы наиболее актуальны для нашего государства – 43%

•         какие современные экологические проблемы требуют решения на международном глобальном уровне – 42%

Отношение к введению экологической грамотности в школе

Большинство россиян (77%) уверены, что обучение основам экологической грамотности должно быть комплексно включено в школьную программу. Чаще такое мнение разделяют жители Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (83%), люди с хорошим материальным достатком (81%), женщины (80% против 74% мужчин), а также опрошенные в возрасте 45 лет и старше (80%).

6% россиян считают, что преподаваемых сегодня в рамках школьной программы экологических знаний достаточно. Больше всего противников расширения подобной образовательной информации среди молодежи от 25 до 34 лет (9%), мужчин (8% против 4% женщин), людей без высшего образования (7%) и с плохим материальным положением (10%).

Поддержка системного обучения экологической грамотности напрямую зависит от того, насколько человек сам подкован в вопросах сохранения окружающей среды. Чем выше респондент оценивает собственные знания – тем чаще он выступает за то, что экологию нужно изучать в школе более детально, и наоборот. Так, среди тех, кто заявляет о высоком уровне собственных знаний, 92% поддерживают расширение программы по экологии в школе. Доля сторонников этой инициативы среди россиян с низким уровнем экологических знаний почти в 2 раза ниже – 47%.

 

 

 

 

Еще по теме