Владимир Терехов, глава подразделения Airbus Defence and Space в России и Республике Беларусь. С 2005 года занимал пост регионального директора EADS Astrium (ныне Airbus Space Systems) в России и странах СНГ. Участвовал в проектах производственной кооперации с российскими производителями телекоммуникационных спутников, в проектах по передаче технологий производства спутниковых систем связи и оборудования. В частности, в Российской Федерации реализованы проекты по созданию двух совместных предприятий – ООО «Синертек» (совместно с АО «РКС» в 2004 году) и ООО «Энергия САТ» (с «РКК Энергия» в 2013 году).
- Если открыть сайт вашей компании, то сразу бросается в глаза тема устойчивого развития, здесь и приверженность защите окружающей среды, и чистые технологии в промышленности, пути к альтернативному топливу, спутниковое наблюдение за изменением климата, экологический кодекс для всех ваших поставщиков. У вас серьезно такие планы?
- Да. В нашем понимании, экология это глобальная тема, которая касается всех живущих на планете. Разработка новых технологий происходит с учетом экологических вызовов и космические технологии здесь лучше всего применяются к решению многоих проблем на Земле. Для нашей компании это уже давно понятный и востребованный вопрос, потому что только космический мониторинг может дать всеобъемлющую глобальную и системную картину происходящих изменений, а это связано и с развитием нашего бизнеса и предприятия. Хочу отметить, что многие проекты в экологической сфере реализовываются на основе частно-государственного партнерства. Лет 15 назад мы начали участвовать в различных совместных, кооперационных программах такого рода.
В целом, сейчас в мире существует около 150 спутников дистанционного зондирования и наблюдения за землей. Они занимаются мониторингом различных ситуаций, явлений и дают данные для ученых, экспертов, экологических организаций, компаний, чтобы грамотно развивать себя с точки зрения экологически ответственного бизнеса.
- Я прочитала, что 27 ваших спутников участвует в мониторинге изменения климата. Данные с них открыты для всех?
- Ну, вот к нам Гринпис и другие различные общественные, гуманитарные организации обращаются за данными.
- То есть, и мы, журналисты, тоже можем обратиться к вам и получить данные?
- Да, конечно. Вообще экологическая составляющая очень сложная. Спутники наблюдают за вырубкой лесов, пожарами, повышением уровня моря и выбросами парниковых газов в атмосферу, таянием снегов.... Мы считаем, что нужно глобально смотреть на проблему изменений, и для этого стремимся сформировать международную социальную общность, чтобы заниматься этими вопросами скоординировано.
- А как относятся к вашей активной экологической позиции в российском аэрокосмическом сообществе? Берут ли с вас пример или наоборот, есть скептические мнения?
Не так давно мы работали с российскими партнерами, которые тоже развивают свои нишевые продукты. Когда мы более детально представили состояние наших разработок, то они сказали, что «вы ушли далеко и нам вас еще догонять». Я не думаю, что это правильное определение «догонять». У российских коллег существуют разработки, к которым мы еще не подошли и здесь нужно работать вместе и, со своей стороны, мы открыты к сотрудничеству, в том числе и в рамках наших собственных проектов. Экология – это общая гуманитарная проблема, понятно, что в отношениях между странами могут существовать ограничения, но вот экологическая повестка, она свободна от этого.
- А NASA работает в этом направлении? Вы с ними сотрудничаете?
- Конечно, и мы как промышленность и мировое научное сообщество активно сотрудничает между собой. На сегодняшний момент мы больше работаем с национальными европейскими космическими агентствами, которые вкладывают много средств и времени в развитие этой повестки.
Мы также развиваем контакты и с Роскосмосом, и российскими частными предприятиями, которые сейчас активно занимаются развитием и внедрением геоинформационных сервисов и надеюсь, наше взаимодействие будет только расширяться.
- Тогда давайте подробнее поговорим о результатах наблюдений. Вот, например, ваша цифровая платформа для помощи в борьбе с незаконной вырубкой лесов Starling. Почему Airbus решил взять на себя миссию надзора за лесами?
- Я бы не сказал, что это надзорная миссия. Я бы назвал это развитием технологий и транспарентности в рамках EGS повестки. Это и экология, и социальная ответственность, и правильное управление ситуациями.
Анализ спутниковых данных показывает, что каждую секунду на планете вырубают участок леса размером с футбольное поле. Таким образом, с 1990 по 2020 годы мы потеряли свыше 420 миллионов гектаров леса
Несколько лет назад мы поняли, что компании, которые ответственно относятся к своему бизнесу, действительно, активно включились в обсуждение экологической повестки. И им были необходимы приложения и сервисы, которые могли бы обеспечить взятые ими самими на себя обязательства. Мы разработали проект Starling. Это мониторинг вырубки различного типа лесов. Нам пришлось проделать огромную аналитическую и методологическую работу ввиду того что леса бывают разные – бореальные, тропические и т.д. Но, параллельно исследованию вырубки, надо понять, почему вырубаются леса. Это хищнический бизнес или жизненно важная необходимость, чтобы, допустим, решить проблему голода какой-то конкретной общины в Африке? Всегда нужно разобраться в причинах и в этой части с нами активно работают общественные и государственные организации. Я вам расскажу один пример. На острове Борнео систематически вырубался лес. За 20 лет уничтожена приблизительно половина лесов. По результатам мониронга и исследований выяснилось, что на этом острове не было необходимых больниц. Чтобы отправить родственника в клинику с острова, нужны деньги и самый простой способ их найти – пойти в лес, вырубить его и продать. Разобрались, построили больницу, вырубки прекратились. Но вернемся к платформе, ее работа помогает оперативно определить размеры уничтожения лесов. И может быть, как не странно, основными заказчиками здесь выступают крупные пищевые компании.
- Правильно я понимаю, что вы говорите о примерах иностранных компаний, российских нет среди них?
- Пока нет. Цель компаний-заказчиков в том, чтобы получить данные мониторинга своих собственных поставщиков. Это является обязательным условием для заключения договоров с фермерами или производителями масел. Их предупреждают, что будет вестись контроль и, если ты нарушаешь, расширяешь освоенные владения за счет неоправданной вырубки лесов, то можешь лишиться контракта, и, самое интересное, это работает.
- А если фермер расширяет вырубки, но уже по другому контракту, скажем, с другим поставщиком? Данные мониторинга это не демонстрируют же, и тогда фермеру придется доказывать, что он не нарушитель?
- Это хороший вопрос. Если дополнительная вырубка будет иметь объяснение, серьёзное обоснование, тогда это может каким-то образом обсуждаться. На самом деле, вы затронули очень важный вопрос – вопрос международной площадки разрешения споров, который связан с похожими ситуациями. Ведь рано или поздно станет вопрос о глобальном мониторинге и учете СО2, кто этим будет заниматься? Возможно, должна существовать какая-то международная независимая и признанная инстанция, может при ООН, которая бы занималась вопросами оценки поглощения или эмиссии СО2. Нужно работать над юридическими вопросами, которые бы обеспечивали грамотное, аккуратное и поступательное развитие этой области деятельности, в частности, чтобы не были наказаны те, кто делает жизненно необходимые вырубки.
- Кроме вырубки, есть еще серьезная тема – это пожары, грандиозный ущерб в Калифорнии, Сибири. Вы собираете данные, участвуете в этом мониторинге?
- Здесь спутники применяются для идентификации очагов и масштабов лесных пожаров, а также для того, чтобы лучшим образом скоординировать работу спасательных служб. Вообще, существует такая практика, что если случаются природно-промышленные катастрофы – разлив нефти, пожары, то все производители выкладывают данные в свободный доступ.
- Вы рассказали про работу с бизнесом и экстренными службами, а как правительства стран демонстрируют потребность в спутниковых данных? Как вы работаете с госструктурами?
- Это платформа востребована разными странами, как пример, правительство Кот-д'Ивуара сотрудничает с нами. В России у нас были контакты, мы общались с Рослесинфоргом, организацией, которая работает в рамках агентства лесного хозяйства. Мы предоставили информацию об этой платформе некоторое время назад и надеемся получить отклик...
- С какой регулярностью ваши спутники дают информацию о состоянии леса?
- Мы имеем собственную группировку спутников оптического и радарного наблюдения. Плюс пользуемся программами Европейского космического агентства. И этими данными наполняем нашу платформу. Сейчас на нашей базовой карте сфотографировано более 7 миллионов квадратных километров в 22 странах мира, получено более полумиллиона изображений. По требованию заказчика мы предоставляем данные из тех районов, которые их интересуют. В зависимости от облачности это могут быть разные периоды времени, но они точны с точки зрения идентификации начавшихся вырубок. Сейчас мы видим активный интерес к нашей платформе в странах Южной Америки, региона Индонезии.
- По каким направлениям вы еще работаете в экологическом мониторинге?
- Космические технологии очень сложные. Всегда приходится разрабатывать новинки, чтобы отвечать запросам, которые появляются. Вот, например, есть новый спутник MicroCarb. Он будет измерять уровни CO2 с помощью спектрометра в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах, чтобы понять его распределение между лесами, океанами, почвой и атмосферой. В зависимости от цветовой насыщенности будут понятны изменения концентрации парникового газа в той или иной части планеты. Он, кстати, дополнит уже существующие спутники, которые собирают данные по метану. Приборы сейчас находятся на этапе оптической настройки. Запуск планируется в течение полутора-двух лет.
Есть еще спутник Aeolus, на орбите с 2018 года. Он служит для измерения и понимания ветровой ситуации в мире, это же тоже влияет на экологию. Наблюдения используются для улучшения прогнозов погоды и моделей климата. И как ни странно, спутник стал особенно востребован во времена COVID. Дело в том, что раньше измерение ветровой ситуации происходило с помощью самолетов. А самолеты во время локдауна не летали, а данные все равно были нужны.
Кроме того, есть спутники, которые занимаются мониторингом береговой линии и ледовой ситуации. Мы работаем над созданием мониторинга ледовой обстановки и айсберговой активности в Арктике. Таяние льдов, которое мы видим, с одной стороны, открывает возможности для расширения маршутной транспортной сети и грузового потока, а с другой стороны, мы понимаем возможные тяжелые экологические и, как следствие, экономические последствия. Данными этого мониторинга интересуются не только государственные структуры, но и транспортные компании из Канады, Норвегии. Мы знаем о большом интересе к этому проекту и со стороны различных российских коллег, которые решают задачи безопасной и оптимальной навигации в сложной ледовой обстановке. И, возможно, наши сервисы помогут.
- Сколько спутников следит за этой ситуацией?
- У нас три радарных спутника, которые на ежедневной основе предоставляют данные, также существуют открытые данные в рамках глобальной программы мониторинга Земли «Коперникус».
- Сейчас много говорится о создании в мире карбоновых полигонов. Как, по-вашему, спутники могут участвовать в анализе работы этих полигонов?
- Вы правильно говорите, что это мировая тенденция, и спутники могут помочь оценить взаимодействие между этими полигонами, оценить какое они дают влияние на общую ситуацию. Поэтому мы и стремимся расширять международное сотрудничество.
На сегодня, одна из основных сложностей, это некоторая разобщенность, общая тенденция на изолированность, где каждый участник, будь то государство или предприятие, хочет иметь исключительно свою технологию или сервис. Я могу понять, что каждая страна, участвующая в геополитической жизни нашей планеты из суверенных соображений стремиться иметь свою ракету, свой танк, но экологическая повестка транстерриториальна – это понятие широкое, затрагиваюшее всех и, я надеюсь и верю, что новые технологии и разработки в этой области должны нас снова объединить.
Провела интервью Ольга Стрелкова