Экология

Фетисов: пора объявить Олимпийские игры по спасению планеты Земля

На старте Зимних Игр «Экология России» поговорила с Вячеславом Фетисовым о том, как спорт может влиять на экологию

Фетисов: пора объявить Олимпийские игры по спасению планеты Земля
Фото: Фото "Экология России"

Вячеслав Фетисов, посол доброй воли ООН, председатель Всероссийского      общества охраны природы, депутат Госдумы РФ, легендарный хоккеист и спортивный деятель

 - Вячеслав Александрович, Зимние Игры в Пекине стали первыми, где искусственный снег используется на 100%. Мы рассказывали, какие риски это покрытие наносит окружающей среде, тем более, горнолыжные склоны находятся на территории национального парка. Можно ли жертвовать вот этим вмешательством в экосистемы для того, чтобы подарить миру, любителям спорта праздник?

- Я бы посмотрел на этот опыт с точки зрения того, чтобы он больше не повторялся. Мы понимаем, что окончательное решение принимает международный олимпийский комитет. Он заранее знал, что все это будет использоваться, еще на презентации Пекина как столицы Олимпийских игр, это было озвучено. Странно, что принц Альберт, сторонник экологического благополучия планеты Земля, он как раз возглавляет в Международном олимпийском комитете направление по устойчивому развитию, не привлек к этому внимание.

- Эксперты группы Sport Ecology говорят о том, что уменьшается количество олимпийских зимних курортов, там, где раньше проводились Игры. К 2050 году уже в 11 бывших столицах зимних Олимпиад из-за потепления проводить соревнования станет невозможно.

- Да, я был в Антарктиде и вижу, что на самом деле это красота таит в себе большие опасности. Это туннели рек под многовековым льдом, это треск, который стоит, лед откалывается от континента. Если в Антарктиде начнет сползать лед, то это затронет 80 процентов людей, живущих в зоне затопления.

Вполне возможно, что в будущем спорт может уйти под крышу, лед тает, снежного покрова становится меньше. А смысл спорта раньше был в том, чтобы заниматься им именно на природе. И сегодня индустриализация в спорте тоже вредит экологии. Вообще, я считаю, что спорт должен стать главным послом в экологии. Возможно, пришло время задуматься о переформатировании, потому что Зимние Игры на деле получаются artificial (искусственные). С самого начала это был эксперимент, Пекин – первый город, который проводит и летние и зимние Игры.

Давайте посмотрим на историю. Конфликты довели людей до того, что они искали точки соприкосновения, возможности поговорить. И Олимпийские игры были именно для этого. Прекращались все войны и была возможность подумать, что, может, мы будем воевать только на спортивных площадках… И это символизм Олимпийских игр. Сегодня большие деньги меняют изначальные принципы. И у мирового спорта нет возможности этому сопротивляться. Хотя, может, настала пора объявить Олимпийские игры по спасению планеты Земля? Как раз вот на этом китайском примере, и посчитать все риски. Сделать выводы и к этому не возвращаться.

- Как вы считаете, спортсмены могут влиять на проблемы экологии, их популярность, участие в специальных проектах?

- У нас существует международный проект «LAST GAME». Его цель как раз привлечь внимание государств, частного сектора к решению глобальных климатических проблем. Мы собираемся провести в апреле хоккейный матч в Арктике. Проект одобрен Антонио Гуттеришем, генсеком ООН, эту идею поддержали крупные экологические организации. Мы сыграли уже в 14 странах. В тех, местах, где экология реально страдает, и в Африке, в Найроби, и в Израиле, и в Арабских Эмиратах, и в Гималайах, и в Антарктиде я сыграл символический матч один на один. Одновременно мы снимаем фильм, его режиссер известный американский документалист Джон Алперт, сейчас он посвятил себя экологии. Мы записываем обычных ребят и девчонок и они нам рассказывают, что в их жизни произошло в плане изменения климата. 8 марта мы будем играть на Байкале, Джон тоже прилетает, и мы продолжим съемки. Все-таки, конечной целью этого проекта будет игра на Северном полюсе. И вот такой проект как раз и привлекает внимание тем, что там никто еще не играл. Может это первая и последняя игра, потому что настолько стремительно тает лед. Это повод задуматься о том, что происходит. Все наглядно, это как берешь льдинку в ладошку и чувствуешь, как она у тебя тает.

- А действующие клубы в КХЛ, НХЛ, отдельные игроки, хотят включаться в зеленую повестку?

- Я разговаривал с комиссаром Национальной хоккейной лиги Гарри Бэтменом, он сказал, что есть намерение сделать первую профессиональную Лигу зеленой, без пластика на стадионах, и вообще со всем, что связано с экологическими стандартами. И как я понимаю, Лига будет агитатором зеленого образа жизни. Люди известные, популярные, к их мнению прислушиваются. Вот недавно Всероссийское общество охраны природы подписало соглашение с ММА России. В единоборствах есть своя философия, и даже заголовок, что "Бойцы идут на защиту природы", это привлекает внимание. Известные люди не должны стоять в стороне, они тоже должны быть активистами. Время пришло погружаться и в экологию, спорт здесь много что может сделать. Я разговариваю с политиками и говорю, что давайте не только как политики смотреть на происходящее на планете Земля, но и как отцы, как деды.

- Все говорят сейчас об экологических тревогах, они лежат в разных областях – от климата до исчезновения пчел. Для вас как для человека, какая проблема наиболее близкая.

- Борьба за экологию, за климат, за нормальный образ жизни стало смыслом до конца моих дней. Неважно, в какой ипостаси я буду, это для меня главное, я осознанно к этому пришел. И я считаю, что мне в очередной раз в жизни повезло заниматься тем, что мне нужно, интересно, а главное, что нужно моим детям и внукам. Моя дочь меня поддерживает и полностью солидарна с тем, что я делаю. Но главная проблема, которую я вижу, это недопонимание ситуации, в которой мы находимся. Мы должны очень сильно испугаться тому, что происходит. Это как пандемия, которая уровняла всех богатых и не очень, людей разного цвета кожи, все испугались. Во время пандемии я ушел на самоизоляцию на пару месяцев и за это время решил подумать, осмыслить, куда мы бежим, и я в том числе, куда бегу, что нужно делать. Это то самое олимпийское перемирие, о котором мы с вами говорили.

Растет количество детей-аллергиков, молодежь не может рожать, химия проникает в продукты, и это не обходит ни олигархов, ни бедных, ни по гендерному принципу, мы все дышим одним воздухом.

Я рад, что Президент стал об этом говорить. Но ему же надо помогать, созданием общественного мнения, а главное, контролем, над тем, что происходит.

Загрязняются реки, озера, пруды, сколько можно сливать эту грязь… Вот, пример «Норникеля», когда одна бочка привела к катастрофе, но такого бы не случилось, если бы был нормальный контроль. В итоге же придется расплачиваться детям. В Финляндии 30 лет ушло на то, чтобы воспитать так называемого человека EcoSapiens, а также отношения бизнеса и государства к экологии. А у нас уже нет 30 лет, к сожалению. Это меня волнует больше всего.

Провела интервью Ольга Стрелкова

Еще по теме