Влияние зеленых на внешнюю политику Германии может усилиться и в связи с тем, что пост министра экономики и климата получит второй сопредседатель партии Роберт Хабек.
«Экология России» обратилась к экспертам с вопросом как зеленая повестка и зеленые настроения скажутся на отношениях с Россией.
Александр Рар немецкий журналист, политолог, историк:
«Ну, негативно, конечно. По мнению зеленых в России, Китае и Турции нарушаются права человека и нет западной демократии. Поэтому они будут вести диалог весьма критически, я думаю, даже агрессивно. Нужно ожидать между немецким МИДом и Россией ухудшения отношений. Но, мне все-таки кажется, что Германия не может позволить себе дальше идти на конфронтацию с Россией. Европе кажется, что у нее есть сила всех ставить на место, а на самом деле, этого нет. И поэтому придется выходить на прагматические решения, на какое-то сотрудничество. И в Германии достаточно много лоббистских организаций, бизнеса и так далее, которые будут тоже давить на зеленых, чтобы они вели политику ориентированную на взаимные интересы, особенно какие-то бизнес-контакты, на другие связи, чтобы разговор не проходил бы только на уровне прав человека и либеральных ценностей».
Владимир Шаповалов, политолог, заместитель директора института истории и политики МПГУ:
«Ну, прежде всего, это очень интересные знаковые события. При всем при том, что зеленые партии набирают обороты во всех западных странах и усиливают свои позиции в политическом спектре, тем не менее, в таких знаковых странах, в крупных странах это первая серьезная победа, первое серьезное назначение, статусная позиция зеленых. Да, они не победили на выборах, сенсации не произошло, хотя некоторым людям казалось, что они займут первое место. Но они получили в свои руки ряд статусных министерских портфелей, в том числе позицию министра иностранных дел, которая в иерархии немецкой политической традиции занимает всегда позицию №2, после канцлера. Поэтому это очень значимая, статусная позиция с учетом традиций немецкой политики.
Что касается действий в целом и политики в отношении России, то зеленые будут продвигать зеленую повестку. Это понятно, это просчитываемо. С точки зрения внешнеполитического трека, это означает, что Германия становится лидером «зеленой революции» и будет стараться занять первые позиции. Что касается, конкретно немецко-российских отношений, здесь мы должны видеть следующее. Из всех трех партий коалиции, пожалуй, именно зеленые скептически относятся к российско-немецкому сотрудничеству. Есть парадоксальная ситуация, «зеленые» 70-х, 80-х, и 21 века. Когда они появлялись, то были ярко выраженной партией, так сказать андеграундом на Западе, я имею в виду немецкие зеленые. Сейчас зеленые – это агенты влияния США и в Германии, и в Европе, и контексте российско-немецких отношений. Поэтому для России они будут проводниками позиции Вашингтона. Надо иметь в виду, что в немецкой политике, есть такой троянский конь. Ну, в общем-то, нет смысла сейчас анализировать, почему произошла такая эволюция, но факт остается фактом. Что касается России, понятно, что они будут выступать против Северного потока-2 и чинить любые препятствия, вставлять любые палки в колеса. Понятно, что зеленые будут критиковать Россию с точки зрения прав человека, свободы слова, недостаточной озабоченности российского общества «зеленой революцией» и так далее. Другое дело, что даже в самый пик охлаждений отношений было понимание того, что Германия без России жить не может и что значительная часть немецкого бизнеса и экономика завязаны на России. Поэтому Германия всегда сохраняла элемент рацио в отношении с Россией. То же самое сохранится и сейчас, более того, министра Бербок будет уравновешивать канцлер Шольц. С учетом немецких традиций правительство действует, как кабинет, а не как набор партийных министров, где каждый поет свою песню. Поэтому мы получим консолидированную позицию немецкого правительства, средневзвешенную, которая не сильно будет отличаться от нынешней позиции Меркель в российско-немецких отношениях: немножко плюс сюда, немножко минус туда, но в целом, тональность этой позиции будет примерно такой, какая имеется и сейчас. При том, что нынешний канцлер более расположен к сотрудничеству с Россией, а министр иностранных дел менее».
Константин Калачев, политолог, руководитель политической экспертной группы:
«В любом случае внешнюю политику Германии будет определять канцлер, который настроен к России в целом положительно. Проблемы могут быть для нашего МИДа, для Лаврова, как министра иностранных дел, потому что новый министр иностранных дел Германии на самом деле большой симпатии к России не испытывает и может быть трудным партнером в переговорах.
Если говорить об общении первый лиц, то нашему Президенту предстоит общаться с новым канцлером, а не с министром иностранных дел. И я думаю, что как раз проблем общения возникнуть не должно. МИД не может определять политику страны вне общего контекста, вне целеполагания, которое определяет коалиция, определяет канцлер. То есть, для отдельных российских официальных лиц, это, конечно, будет сложный переговорщик. В общем, понятно, что никаких иллюзий в отношении нового министра иностранных дел в Германии нет, но с точки зрения отношений России и Германии это мало что меняет. Отношения России и Германии шире, чем отношения двух МИДов, они строятся в первую очередь на базе экономического взаимовыгодного сотрудничества. До тех пор, пока сотрудничество является взаимовыгодным, ничто всерьез нашим отношения не угрожает, но резкие заявления могут быть, и я бы предложил отделять риторику от реальных дел. Изначально исходить из того, что министр иностранных дел Германии может делать резкие заявления в отношении России, но это не повод впадать в истерики и тем более не повод портить отношения между двумя странами».