Великая река — река Великой Победы

«Волга, Волга, мать родная, Волга — русская река», говорится в известной отечественной песне. Кормилица и поилица, величайший торговый путь и источник различных природных ресурсов — самая крупная в Европе река Волга была центром русской жизни в мирное время. Важнейшую роль Волга сыграла и в Великой Отечественной войне.

Особенно возросла накануне и во время войны роль волжского судоходного пути. Подумать только — по грузообороту в то время Волга заменяла более 10 железнодорожных линий! По ней шло снабжение нефтью и нефтепродуктами войск Красной армии. Через Рыбинский и Угличский шлюзы прошли миллионы тонн грузов для Москвы и – через Волго-Балтийскую систему – для защитников осаждённого Ленинграда.

По мере приближения линии фронта к Волге по ней увеличивалась доля перевозок военного назначения. В издании «Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне» указываются следующие данные. За время ВОВ по Волге было транспортировано 543 тысячи военнослужащих, гражданского населения и раненых, 29 400 автомашин, 550 тягачей, 840 орудий, 150 тысяч тонн боеприпасов, вооружения, продовольствия. 65 пассажирских и 33 несамоходных судна были переоборудованы в плавучие госпитали. Через Волгу было перевезено свыше 3 миллионов эвакуированных из областей, занимаемых немцами. Грузовые пароходы-буксиры «Руднев», «Громов», «Усыскин», «Киров», «Чапаев», «Федосеенко», «Щорс» были переоборудованы в боевые корабли и переданы в Волжскую военную флотилию (ВВФ), стали называться канонерскими лодками, принимали участие в боевых действиях.

Но Волга была не только важнейшей транспортной артерией — она ещё и давала огромный объём энергии! На момент начала Великой Отечественной войны было построено три гидроузла: Иваньковский, Угличский и Рыбинский. Эти три ГЭС были практически единственными источниками электроэнергии для Москвы в годы войны. Ведь тепловые электростанции, которые питали Москву в мирное время, почти бездействовали – не хватало топлива. Подсчитано, что энергетики трёх волжских ГЭС во время войны выработали 4 млрд. кВт электроэнергии, освободив для нужд народного хозяйства 5 млн тонн топлива. А их защитники были настолько отважны и умелы, что ни одна ГЭС не пострадала от немецких бомбардировок. Хотя в первой половине 1942 года фашисты регулярно сбрасывали смертоносный груз над этими важными объектами, а с осени 1942 года и в 1943 году вообще редко выдавалась хоть одна ночь без боевой тревоги.

Учитывая, какую важную роль играла великая река, неудивительно, что по плану вторжения Германии в СССР «Барбаросса» фашистам необходимо было как можно скорее дойти до линии Архангельск — Волга — Астрахань. Захват фашистами Волжского речного бассейна нарушил бы экономические связи между регионами страны и не позволил бы вовремя снабжать армию продовольствием и боеприпасами. Тем самым, наиболее экономически развитая часть страны в тот период времени осталась бы без необходимой инфраструктуры и не смогла бы противостоять противнику.

Вот почему фашисты с маниакальным упорством стремились захватить Сталинград. Покорение города давало возможность форсировать Волгу и перерезать эту важнейшую транспортную артерию, парализовать поставки стратегических грузов, оставить значительную часть территории страны без продовольствия, топлива, электроэнергии.

В 1942 году Волга стала пределом, до которого добралась фашистская армия, рубежом, на котором захватчики были остановлены. Вместо того чтобы принести немцам победу, великая русская река стала одним из символов их поражения. Сталинградская битва, битва за Волгу, не только является крупнейшим и самым кровопролитным сражением Второй мировой войны, но и справедливо считается поворотным пунктом в её течении. Недаром говорят, что путь на Берлин начался под Сталинградом.

Волга стала одним из факторов, который помог защитникам Сталинграда совершить их бессмертный подвиг. Прежде всего, река облегчила эвакуацию гражданского населения: хоть и с запозданием, но по ней были вывезены сотни тысяч сталинградцев. Но помимо этого, по реке в город перебрасывались подкрепления. Например, в разгар боёв на правый берег удалось переправить 13 и 39 гвардейские стрелковые дивизии, 95 стрелковую дивизию. Им пришлось вести бои за легендарный Мамаев Курган, заводы «Красный Октябрь» и «Баррикады».

Через Волгу перебрасывали не только людей, но и оружие, боеприпасы, танки, продовольствие. На левый берег главной русской реки перевозили раненых. В тяжелейших условиях, под обстрелами, бомбовыми налётами, а затем и преодолевая сопротивление льда, волжские речники исполняли свой долг, делая всё, чтобы бойцы на правобережье удержались, не пропустили врага в заволжскую Россию.

Волжская флотилия также была надежным помощником советских войск в битве за Сталинград: она локализовала действия авиации противника по нарушению наших перевозок и вела эффективную борьбу с вражескими минами.

Современный Волгоград — олицетворение памяти о великом сражении и об огромной цене, которую пришлось заплатить за Победу. Всему миру знаком мемориальный комплекс «Мамаев Курган», фигура Родины-матери, зовущей своих сынов на защиту. Это символическое выражение стойкости и несгибаемой воли народа, который, вынужденно отступив до Волги, нашёл в ней ту живительную силу, которая помогла ему победить агрессора.

В наши дни уже сама великая река нуждается в защите. Рядом с Мамаевым Курганом, где велись ожесточенные бои, теперь проводятся работы по берегоукреплению правого склона Волги. «Река, которой Россия обязана столь многим, имеет право на бережное отношение. Регулярная очистка берегов и акватории от захламления, защита береговой линии от разрушений и затоплений, качественная очистку сбрасываемых сточных вод, восстановление речной экосистемы — лишь малая часть того, что мы с вами делаем для реки, превратившейся в непреодолимую преграду для немецких захватчиков», — рассказал в преддверии 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне директор ФГБУ «Центр развития ВХК» Сергей Будилин.


На основе материала ФГБУ «Центр развития ВХК»

Фото (с) ФГБУ «Центр развития ВХК»

Еще по теме