Минприроды разработан проект закона о внесении изменений в Лесной кодекс РФ, который должен способствовать успешной борьбе с так называемыми "чёрными лесорубами". По оценкам Счетной палаты, Россия ежегодно теряет более десяти миллиардов рублей в результате незаконных рубок. Несовершенство действующего законодательства заключается в том, что оно не учитывает сложности, с которыми сопряжено выявление нарушителей в условиях лесистой местности. Предложенные изменения касаются самого понятия "заготовка древесины" и расширяют список действий, относящихся к этому виду деятельности.
В настоящий момент эффективность борьбы с орудующими в российских лесах чёрными лесорубами во многом зависит от возможности поймать нарушителей с поличным. Доказать вину, не застукав черных лесорубов на месте совершения правонарушения, весьма непросто. Однако и поймать их в лесу с ограниченным числом лесных инспекторов нелегко. В связи с этим возникла необходимость разработать поправки к Лесному кодексу, которые позволили бы упростить процесс отлова лиц, причастных к неправомерной рубке деревьев, кустов и лиан.
Для осуществления данной задачи предлагается дополнить первый пункт статьи 29 Лесного кодекса. Этот пункт дает определение понятию "заготовка древесины". Сейчас оно звучит следующем образом: "Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины". Как говорится в пояснительной записке к разработанному Минприроды законопроекту, документ предусматривает следующее дополнение: "Для целей указанной статьи к заготовке древесины приравнивается пребывание в лесах граждан с машинами и (или) оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, а также для вывоза из леса древесины, не связанное с выполнением мероприятий по сохранению лесов".
В перечень машин и оборудования, предназначенного для рубки и вывоза древесины, предлагается включить гусеничные трелевочные тракторы, колесные трелевочные тракторы, форвардеры, харвестеры, харвардеры, валочно-пакетирующие машины, лесовозы, сучкорезные машины, лесопогрузчики, харвестерные головки, лесозахваты и грейферы для леса, краны-манипуляторы для харвестеров, краны-манипуляторы для форвардеров. В то же время, во избежание путаницы, предполагается, что в перечень не войдут машины и оборудование двойного назначения, например, бензо- и электропилы. Топоры и другие приспособления и инструменты, которые могут использоваться для вырубки деревьев и переработки древесины, также не планируется вносить в список, так как они не относятся к машинам и оборудованию.
Окончательный перечень будет утвержден Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Перед этим, однако, предстоит обновить соответствующую часть Общероссийского классификатора продукции. Так как на принятие перечня машин и оборудования потребуется время, документ, подготовленный Министерством природных ресурсов и экологии, предусматривает также установление особого порядка вступления в силу соответствующего федерального закона, а именно, по истечении 180 дней после его официального опубликования.
Как ранее сообщил глава Счетной палаты Алексей Кудрин по результатам анализа эффективности использования лесных ресурсов, в России "за последние 10 лет ежегодно незаконно вырубалось 1,3 миллионов кубов леса". Ущерб от деятельности чёрных лесорубов оценивается в 11−12 миллиардов рублей в год – и это только экономические потери. Самая тяжелая ситуация в Приангарье. Из всех регионов, ориентированных на лесозаготовку, до 80% незаконных рубок приходится на Иркутскую область, где находится десятая часть всех российских лесов. Об этом сообщил глава Рослесхоза Сергей Аноприенко на совещании в Иркутске по подготовке к лесопожарному сезону. Подобное неконтролируемое уничтожение лесного фонда наносит серьезный ущерб экологии России. Помимо этого, существует точка зрения, что именно на черных лесорубах лежит вина за большинство лесных пожаров.
Фото (c) Essentials/iStock