На круглом столе в Общественной палате обсудили, каким должно быть экологическое образование в России. Кому стоит рассказывать о влиянии человека на природу и учить бережному отношению к окружающей среде — только детям или и взрослым тоже? На чем надо делать акцент — на научных фактах или на воспитании гуманизма? Есть ли разница между такими понятиями, как экологическое образование, экологическое просвещение и формирование экологической культуры? Эти и другие вопросы поднимали в ходе круглого стола его участники. 

После июньской встречи с представителями общественных организаций, чья деятельность связана с защитой животных и окружающей среды, президент РФ Владимир Путин поручил Минпросвещению представить план по совершенствованию экологического образования в стране. Одной из задач встречи в Общественной палате было содействие ведомству в исполнении данного поручения, сообщает пресс-служба органа. 

Уже в этом году могут вступить в силу одобренные осенью 2019-го обновленные стандарты начального и основного общего образования, в которых присутствует экологическая составляющая. На такое развитие событий надеется заместитель директора Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Минпросвещения России Елена Смирнова.

«Проекты ФГОС (Совета по федеральным государственным образовательным стандартам), безусловно, направлены и на обеспечение экологического воспитания и культуры подрастающего поколения. Осознание ими глобального характера экологических проблем, активного неприятия действий, наносящих вред экологии», — сказала она.

Елена Смирнова отметила, что ведомство рекомендовало регионам уже в этом году включить обсуждение вопросов защиты окружающей среды в школьную программу.

Многие субъекты РФ разработали концепции и стратегии экологического просвещения. Однако, что это за понятие и чем «экологической просвещение» отличается от «экологического образования», четкого и общепринятого ответа нет, отметила Ольга Прудникова, директор Департамента управления делами и кадровой политики Минприроды России. Она подчеркнула  необходимость единого федерального документа, регламентирующего эти понятия. 

В свою очередь Вера Струкова, заместитель руководителя Московского городского управления природными территориями, считает, что экологическое просвещение и экологическое образование — понятия неразделимые. Более того, по ее мнению они  должны сливаться в непрерывный процесс, который охватывает все этапы учебы — от детского сада до вуза. Вера Струкова убеждена, что это единственный способ получить «экологически ориентированных взрослых».

Ещё одно понятие в беседу ввёл председатель центрального совета Российской зеленой лиги Сергей Симак. Он считает, что говорить надо о формировании экологической культуры, а не о передачи людям полного набора экологических знаний.

С тем, что не естественнонаучные факты являются ключевыми в воспитании правильного отношения к ресурсам и окружающей среде, говорил и председатель Научного совета по проблемам экологического образования РАО Анатолий Захлебный. Он отметил, что в настоящий момент акцент делается не на том. В современном экологическом образовании почти не присутствует гуманистический элемент, тогда как именно он должен стать центральным звеном.

Обсудили эксперты и как готовить педагогических работников в сфере экологии. Одно из предложений — вовлекать в этот процесс специалистов особо охраняемых природных территорий. Ещё одна идея, которая была озвучена, — создание «федерального методического центра по экологическому образованию с постоянно действующей системой консультирования и курсами повышения квалификации для педагогов». 

Участники круглого стола также отметили, что формировать экологическое самосознание надо не только у детей и молодежи, но и у взрослых. В том числе, у членов общественных организаций, представителей власти и бизнеса.

Фото (с) Essentials/iStock

Поделиться




Все мнения