Отходы

Титов идёт дальше: бизнес-омбудсмен предлагает альтернативный сценарий мусорной реформы

Напомним, ранее Борис Титов оспорил принятый в стране подход к формированию тарифов на мусор для представителей бизнеса. Сегодня идеи защитника прав предпринимателей получили интересное продолжение. Накануне портал нацпроектэкология.рф писал об обращении уполномоченного по правам предпринимателей в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить обоснованность разницы тарифов на вывоз мусора для коммерческого сектора в разных регионах России. На мероприятии с участием экспертов аппарата уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, посвященной реформе системы обращения с отходами в России, Борис Титов озвучил предложения по альтернативному сценарию взаимодействия участников схемы обращения с ТКО.
«Мы видим некие проблемы в рамках реализации мусорной реформы, прежде всего с точки зрения бизнеса как одного из субъектов, который ее оплачивает. Некоторые вещи кажутся странными и несправедливыми — это касается разницы в нормативах накопления твердых коммунальных отходов (ТКО). Вы понимаете, что это все определяет в результате ту цену, которую бизнес платит за вывоз мусора, конечно, тут еще и тарифы имеют значения и не очень пока понятна система их установления. Кроме того, ядром всей реформы стали региональные операторы, но уже есть претензии к их работе», - сказал Титов.
По словам директора Института экономики роста имени Столыпина Анастасия Алехновича, проблема в первую очередь связана с тем, что в стране отсутствует современная система обработки и оборота мусора. На данный момент Россия перерабатывает 7% от всех отходов, что является одним из самых низких показателей среди других стран.
«С одной стороны, бизнес платит за вывоз мусора, он недоволен этими дополнительными платежами, с другой стороны - бизнес же и вывозит этот мусор, занимается утилизацией, переработкой, вовлечением дальше в оборот этих отходов, то есть с двух сторон интересы бизнеса, и мы понимаем, что они должны быть сбалансированными, иначе модель не заработает», - считает эксперт.
Ключевым звеном реформы должны стать приемные, сортировочные и перерабатывающие хабы, считает Алехнович. Так, средства от сборов за утилизацию мусора должны поступать именно им, а они, в свою очередь, должны платить сборщикам за привезенные отходы. Сейчас же доставщики мусора, отмечает Титов, сами платят свалкам за прием, поэтому у них отсутствует мотивация довозить мусор до точки, а не выкидывать его где-то в лесу.
«Поскольку деньги получат по факту привоза на мусорный полигон, все будут заинтересованы довезти его до места. Кроме этого, можно установить разные тарифы за сортированный и несортированный мусор. Если будет выше тариф за раздельный мусор, то все будут финансово заинтересованы в его сортировке», - предполагает бизнес-омбудсмен.
Аппарат уполномоченного также предлагает выбрать пилотные регионы по отработке модели раздельного сбора отходов, наладить систему покупки у населения по установленной для региона цене полезных фракций: стекло, бумага, металлы, пластик, снизить до нуля тарифы для населения и бизнеса в случае раздельного сбора мусора, а также создать единую систему классификации отходов.
«Из-за того, что до сих пор не принята единая система классификации отходов бизнес должен классифицировать собственные отходы производства и потребления дважды: в соответствии с природоохранным законодательством (где отходы делятся на 5 классов опасности) и по нормам санитарно-эпидемиологического благополучия населения (там существует 4 класса). На практике это приводит к двойному согласованию отходов, двойной подготовке мест накопления, двойному обучению водителей, двойному оснащению машин для вывоза мусора», - отмечает в своем докладе директор Института экономики роста имени Столыпина.
В качестве показательного региона, который специализируется на обращении с отходами, бизнес-омбудсмен по экологии и природопользованию Ильдар Неверов привел в пример Московскую область.
«Ту концепцию, которую мы там реализуем, можно назвать «золотым» стандартом. Что он дает? Около 20% вторичных материальных ресурсов будет извлекаться из общего потока с помощью автоматической и полуавтоматической сортировки. После этого следует компостирование с технологическим решением, позволяющим до шести раз уменьшить объем, затем – безопасное захоронение», - рассказал Неверов.
По словам эксперта, главная проблема реализации реформы заключается в финансовой составляющей. Изначально нацпроект «Экология» подразумевал вовлечение средств населения, но, как отмечает бизнес-омбудсмен по экологии и природопользованию, их не хватит, поэтому следует подключить механизм расширенной ответственности производителей. В этом году страна переходит на новую систему обращения с ТКО. Полномочия по организации сбора, вывоза и утилизации мусора переданы с муниципального на региональный уровень. Каждый субъект РФ должен выбрать регионального оператора по обращению с отходами и установить тарифы. В связи с этим для граждан и организаций с 1 января 2019 года изменился порядок оплаты услуг по сбору и вывозу мусора. В рамках реформы была создана публично-правовая компания «Российский экологический оператор». Президент РФ Владимир Путин 14 января подписал указ о создании федерального оператора по обращению с отходами. Из документа следует, что новая компания создается в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми отходами, предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве вторсырья и ресурсосбережения.  

Еще по теме