Отходы

Надоела вещь? Своп!

«Быстрая» мода, постоянное перепотребление одежды и аксессуаров, спонтанные покупки, которые забивают ваш шкаф, пока вы, отчаявшись, их не выбросите… А потом снова начинаете забивать шкаф. Знакомая ситуация? А ведь это очень неэкологично. Мировая мода потребляет огромное количество ресурсов, чтобы произвести в год миллионы тонн одежды, большую часть которой не будут носить или наденут несколько раз.

В московском экоцентре «Сборка» прошёл совместный своп с проектом «Zaberi.Маркет». Организаторы позиционируют свопы как способ противостоять перепотреблению и обновить свой гардероб без вреда для окружающей среды и кошелька. Корреспондент издания «Экология России – нацпроектэкология.рф» разобрался, что такое своп, в чём его экологичность и почему такие мероприятия становятся всё более популярными.

Своп-вечеринки появились в США, их название происходит от английского swap — «меняться». Иногда встречается и другое название – кроссинги (дресскроссинги, буккроссинги и др.), от английского dresscrossing – «обмен одеждой», bookcrossing – «обмен книгами», и т. д. Ну а для фанатов чистоты русского языка от заимствований есть ещё варианты «шмоткообмен», «вещеворот» и даже «шмоткопир».


Впрочем, каким бы ни было название, формат подразумевается примерно один и тот же. Участники собираются в приятной праздничной обстановке. Может быть, в модном кафе или лофте или попросту на чьей-то квартире, в масштабе мероприятия на сотню человек или уютной домашней вечеринки. Обмениваться можно разными вещами: от одежды, обуви и украшений до книг, комнатных растений, материалов для творчества, аксессуаров для дома. Тему свопа обычно заранее заявляют организаторы. Это может быть «приносите всё» или же только детский своп, только женский, только комнатные растения или только книги.

Чтобы участникам было ещё более интересно, организаторы могут пригласить стилиста или специалиста по макияжу, предложить напитки и небольшой фуршет, показать интересный фильм про моду, творчество или экологию, устроить лекцию или мастер-класс.

Иногда вход на мероприятие бесплатный, в других случаях просят внести символическую плату, которая идёт на организационные расходы и благотворительность.

Важный момент: на свопы нужно приносить только красивые, в хорошем состоянии, чистые вещи без дефектов, которые в состоянии принести радость новым хозяевам. Пытаться «сплавить» на свопе предметы, явно потерявшие вид и функциональность – очень дурной тон.


Есть несколько форматов проведения своп-вечеринки: это может быть свободный обмен, когда участники развешивают или оставляют в коробках принесённые вещи, а затем берут понравившиеся. Или обмен на купоны: за каждую принесённую вещь выдают купон, который затем меняется на понравившиеся предметы; заодно организаторы так контролируют, все ли вещи в хорошем состоянии и чистые. Иногда практикуется обмен по принципу «ты мне – я тебе» между двумя участниками. Наконец, «свопы для экстравертов» – это что-то вроде аукциона, когда каждый участник представляет принесенные вещи у микрофона, рассказывает краткую историю лота, а потом отдает его тому, кто первый заинтересовался.


Мы заходим на второй этаж экоцентра «Сборка», где проходит своп «Zaberi.Маркет». Первое, что бросается в глаза – множество плакатов и наглядных материалов, рассказывающих о пользе раздельного сбора и вреде перепотребления. Второе – действительно, очень приятная и, в широком смысле слова, «экологичная» атмосфера. Играет ненавязчивая музыка, и хотя в зале, как говорят организаторы, «полное самообслуживание» (все выкладывают принесенные вещи и свободно берут вещи других участников), посетители свопа то и дело помогают друг другу выбрать подходящую вещь или делятся историями принесенного добра. «Иногда во мне просыпается сумочный маньяк, и я покупаю больше чем надо, но потом понимаю, что всё это просто лежит без дела, и вот я на свопе», – смеётся одна девушка. «Смотрите, этот цвет вам очень к лицу, вы не такую кофточку ищете?», – работает «добровольным стилистом» другая.

Людмила Павлова, создатель проекта «Zaberi.Маркет», рассказывает, что сначала помогала делать свопы одной из своих эко-ответственных подруг в качестве волонтёра. Примерно год назад «созрела» до собственного проекта.

«С ноября прошлого года мы провели больше десяти свопов, несмотря на то, что значительную часть этого времени сидели на карантине. Мне безумно нравится сама энергетика, сам процесс обмена. Вещи была тебе не нужна, а ты ее не выбросил, а передарил кому-то, кому она нужна. Это очень правильно, весело и позитивно. Я поняла, что хочу этим заниматься, и хочу эти мероприятия делать лучше, на более высоком уровне», – рассказывает Людмила.

По признанию Людмилы, своп-вечеринки команда «Zaberi.Маркет» делает «как для себя». Стараются подбирать интересные дополнительные активности, всегда зовут хорошего фотографа (ведь лучше чем найти себе красивую новую вещь, для девушки может быть только сфотографироваться в красивой новой вещи!), создают доброжелательную атмосферу. На детских свопах для юных участников – игры и угощения, на дамских – стилисты, бокал шампанского или какая-нибудь дегустация… Одним словом, те мелочи, которые создают праздник, и заставляют участников свопов «Zaberi.Маркет» посещать такие вечеринки снова и снова.

«Особое внимание мы уделяем подбору площадок. Универсального сценария нет: иногда они нас находят, иногда мы их. Стараемся, чтобы это всегда были красивые, интересные заведения. Мы не коммерческий проект, и не можем оплатить полную стоимость аренды, поэтому очень признательны социально активным площадкам, которые готовы принять нас за символическую плату или просто так, – подчеркивает Людмила Павлова, – Мы, со своей стороны, делаем им рекламу. Если это кафе, то просим участников купить в кафе напиток или угощение. Кстати, в «Сборке» проходили одни из первых наших свопов. Недавно я позвонила в экоцентр, просто чтобы освежить контакты, и соорганизатор проекта Аня Нафиева предложила возобновить мероприятия».


По словам организаторов, на типичном свопе может быть собрано до 200-300 кг одежды и других вещей, а то и больше. Далеко не всё разбирают участники. В этом смысле у «Zaberi.Маркет» идеальное взаимодействие с экоцентром «Сборка». Не очень качественную одежду, принесенную на своп, после мероприятия сдадут в переработку на ветошь; добротную, но не модную, отдадут нуждающимся; а самую модную и привлекательную продадут в специальной зоне под названием «Скарб» за небольшие деньги, которые отправятся на оплату нужд экоцентра и на благотворительные цели. Таким образом, 100% принесённых ненужных хозяевам вещей смогут избежать свалки!


Экоцентр «Сборка» открылся в декабре 2019 года в промзоне неподалеку от метро Сокол. Внутри на 500 кв. метрах волонтеры ведут прием и сортировку более 40 фракций вторсырья, расположены музей рециклинга с арт-обьектами, экомагазинчик «Bezupakovki», лекторий и зона для проведения мероприятий, коворкинг для экопроектов и еще множество всего. Теперь здесь проводятся ещё и свопы – полный комплект полезных для экологии проектов!



Еще по теме