Росприроднадзор проводит масштабную инспекцию предприятий по добыче золота. Предметы проверок, в частности, – самовольное пользование недрами, оценка загрязнения водных объектов и почвы. Как выяснилось, проверяющим рады далеко не везде.
По словам главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, необходимость проверок подтверждает происшествие на золотодобывающем предприятии «Сисим» в октябре 2019 года в Красноярском крае. В результате прорыва дамб был разрушен вахтовый поселок, погибли 20 человек, а 23 человека получили травмы различной степени тяжести.
С начала года только в Сибири экологи выявили 78 фактов загрязнения рек там, где работают золотодобывающие предприятия. Один из самых резонансных случаев последних месяцев – в Бурятии на россыпи золота произошел прорыв технологической дамбы. В результате технологическая вода попала в реку Джида – приток Байкала.Фото: vk.com/gosstroijilnadzor
В начале ноября в Красноярском крае река Мана окрасилась в бледно-желтый цвет и помутнела. В Минприроды региона сообщили: выше места загрязнения расположено предприятие, которое занимается добычей россыпного золота. Инспекторы установили, что нерадивые природопользователи решили спустить отстойники в конце сезона добычи.Фото: vk.com/krasnoyarsk_kray
В сентябре жители Баймакского района Башкортостана вышли на митинг против запланированной в муниципалитете разработки месторождения золота. Активисты заявили, что работы могут нанести вред окружающей среде, в частности, снизить качество питьевой воды.
«Добыча золота – достаточно привлекательный вид деятельности сегодня, потому что он дает быстрый экономический эффект. При этом такой бизнес в России часто неофициальный и совершенно не экологичный, – рассказал сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ» эколог Андрей Пешков. – Перепаханная материнская порода, уничтоженный плодородный слой восстанавливается веками. Это масштабное экологическое преступление, которое, к сожалению, сегодня имеет место во многих регионах страны».
Золотодобытчики промывают руду и песок, а после промывки могут сбрасывать взвесь обратно в реку. Мутный шлейф тянется на десятки километров вниз по течению. Это вредит местным жителям – они не могут рыбачить и использовать воду из реки; а также сокращаются рыбные запасы – рыба предпочитают прозрачную воду. На участках золотодобычи, где работает тяжелая техника, остаются огромные лунки – таким рекам понадобятся десятки лет, чтобы прийти в исходное состояние.
Проверки Росприроднадзора
О масштабных проверках золотодобытчиков в Росприроднадзоре объявили в конце августа этого года. До конца года ведомство планировало сделать до 100 выездов на прииски и в артели.
Но в ноябре в Росприроднадзоре заявили: выполнить намеченный план в этом году не получится из-за сопротивления золотодобытчиков. Сдаваться в ведомстве не намерены: проверки продолжат в 2021 году, заявила Светлана Радионова. Более того, проходить они будут по еще более жестким правилам.
«Они [золотодобытчики] абсолютно четко саботируют [проведение проверок]. Мы видим совершенно варварские способы поведения. Я считаю, что, если вы препятствуете нам в проверке, а у нас есть для этого законное основание, вы должны быть наказаны намного жестче. Я сейчас буду выступать с инициативой, что вплоть до лишения лицензии, если вы препятствуете законному основанию», – сказала Светлана Радионова журналистам.
Инициативу Росприроднадзора готовы поддержать в Совете Федерации.
Ужесточение правил золотодобычи не отразится на честных предпринимателях, а вот недобросовестным дельцам получить доступ к недрам станет труднее, считает член экспертного совета при комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Маликов.
«Если рассуждать логично: предприниматель, у которого все в порядке и по закону, препятствовать проверкам не будет. Честные законопослушные предприниматели не пострадают от этого нововведения. А вот те, у кого есть нарушения, и кто не соблюдает те или иные нормы по охране природы, те, конечно же, будут скрываться и таких предпринимателей надо лишать лицензии», – считает Сергей Маликов.Фото: vk.com/th_nk
Эксперты предрекают России золотой бум в 2021 году
В 2019 году Россия установила рекорд по объему добычи золота. Тогда драгоценного металла добыли и обработали больше 360 тонн. Это на 12% больше, чем годом ранее, и больше всего за всю историю золотодобычи.
И это только начало, заявил РИА Новости руководитель глобального управления операций на товарно-сырьевых рынках «ВТБ Капитал» Атанас Джумалиев. Новый рекорд может поставить уже 2021 год, считает эксперт.
Интерес к золоту растет на фоне падение доходов от нефти и газа. Чтобы хотя бы частично пополнить выпадающие доходы в казне, российские власти даже упрощают правила экспорта. Так, разрешен вывоз аффинированного (очищенного от примесей и взвесей) золота и серебра в виде слитков. До этого золотодобытчики могли экспортировать металл только по разовым лицензиям, которые привязывались к конкретным контрактам.
Спрос на золото будет расти, считают экономисты. А, значит, и новые прииски не заставят себя долго ждать. Экологи, в свою очередь, уверены: остановить этот процесс невозможно, но можно сделать его более упорядоченным. А для этого необходимо принять целый пакет законов.
Новые законы для золотодобывающей отрасли
«В первую очередь, надо понимать, что золотодобывающая отрасль делится на добычу рудного золота и добычу россыпного золота. Для получение первого, рудного, роется огромный карьер. А россыпное добывают путем промывки золотосодержащей породы. Поэтому все россыпные прииски стоят на берегах рек и используют воду в качестве главного инструмента работы», – рассказал сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ» российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов.
Эксперт указал, что именно добыча россыпного золота наносит самый большой вред природе. Страдают не только реки и их обитатели, но также прибрежные зоны и находящиеся поблизости леса.
«После золотодобытчиков остается изуродованный ландшафт и убитые реки, – рассказал эколог Андрей Пешков. – Само взмучивание воды (осадок, который остается в реке после промывки золотосодержащих пород) – приводит к тому, что в такой среде не выживает практически ничего. А если учесть, что такая добыча зачастую происходит с применением ртути, то по факту после таких работ мы получаем мертвую реку».
Добыча россыпного золота в России должна быть ограничена в первую очередь, считает Александр Колотов. Уже больше пяти лет он ведет мониторинг таких приисков: в этом году только в Амурской области было выявлено 123 факта загрязнения приисками водных объектов. А общая протяженность загрязненных участков составила 3921 километров.
«Статистику таких правонарушений мы ведем на сайте «Золотари.нет», – рассказал Колотов. – Золотари, кстати, совсем не от слова «золото». Так в старину называли ассенизаторов. Почему мы так назвали свой сайт – золотодобытчики ведут себя на реках так, что за ними в пору проводить генеральную уборку», – объясняет эксперт.Фото: пресс-служба Росприроднадзора
Проект экологической коалиции «Реки без границ», которая и запустила сайт, в этом году поддержали сразу несколько крупных общественных организаций, например, Фонд дикой природы (WWF) и Международный Социально-Экологический союз.
«Одно из наших общих коллективных предложений – введение моратория на выдачу лицензий на добычу золота на ненарушенных реках, – рассказал Александр Колотов. – Мы предлагаем не ограничивать работу существующих приисков, а остановить экспансию золотодобытчиков на реки, которые ими до сих пор не были тронуты».
Также необходимо ограничить число лицензий в отношении участков добычи россыпного золота, примыкающих к границам особо охраняемых природных территорий и в бассейнах рек, протекающих через эти ООПТ.
Для большинства регионов России добыча россыпного золота – это «овчинка, которая не стоит выделки», уверен Андрей Пешков. В той же Амурской области доля платежей золотодобывающих предприятий составила 0,2% доходной части местных бюджетов.
«А есть такие регионы, где запасы золота исчисляются килограммами. Но и там появляются новые месторождения. В итоге мы имеем: сидит какой-то частник, намывает себе золотишка на бутылку водки с закуской, а потом государство тратит миллиарды, чтобы компенсировать ущерб, нанесенный природе. Это должно быть исключено», – считает эколог.
Руководители многих регионов сегодня признают масштаб проблемы и принимают меры против этого на местном уровне. Например, в Кемеровской области отменили упрощенный порядок выдачи лицензий на золотодобычу.
И это правильное решение, уверен эксперт. Ведь именно низкий порог для входа в золотой бизнес и минимальное число документов, которые для этого надо собрать, чаще всего толкают тысячи людей перерывать реки и перекапывать леса в поисках пригоршни золотого песка.
Международный опыт золотодобычи
Проблемой вреда от золотодобывающих предприятий для окружающей среды сегодня озабочены не только в России, но и в других странах. Вот только решаются эти проблемы по-разному.
Например, Россия, Китай и Монголия начали добывать россыпное золото примерно в одно и то же время. Сейчас Китай и Монголия борются с добычей россыпного золота, в то время как в России ей дают режим наибольшего благоприятствования, говорит Александр Колотов.
«В Монголии, например, был принят закон по сохранению рек, который запрещает добычу любых полезных ископаемых в их долинах. А в Китае добыча рассыпного золота запрещена полностью. В итоге артели китайских старателей перекочевали в другие страны и сейчас очень неплохо себя чувствуют, в том числе, и на территории России. Многие из них, кстати, маскируются под вывесками разных русских ООО, хотя это чисто китайские производства», – рассказал эксперт.
«Золотари.нет» даже провели несколько таких расследований: снимали нелегальные прииски с дрона, фиксировали факты нарушения при помощи снимков со спутников. Однако такие материалы не являются доказательством в суде.
В итоге экоактивисты вынуждены направлять свои материалы в надзорные органы, а они уже, в свою очередь, организуют проверки и только после этого предъявляют артелям свои претензии. И эти вопросы также необходимо решать на законодательном уровне, уверены эксперты.
Кроме того, необходимо стимулировать предприятия к переработке золотых изделий. По данным Всемирного золотого совета, с начала XXI века уже около 30% золотых запасов было переработано, а не добыто на приисках. Такая альтернативная золотодобыча – это не только экономично, но и экологично.
Итоги проверки золотодобывающих предприятий Росприроднадзором обещают представить в следующем году. На основании полученной информации специалисты намерены подготовить изменения в законодательство. И уже сейчас понятно, что, вероятнее всего, они будут направлены на ужесточение правил в сфере золотодобычи.
Фото на обложке: AlexSava – istockphoto.com
Акулы – никакие не монстры. У людей просто склонность их демонизировать. Это и преувеличения о количестве жертв акул где-нибудь в Шарм-эль-Шейхе, и рыбацкие байки, и заявления, что раны от акул не лечатся. В результате обыватель, действительно, верит в том, что это чудовище и машина для убийства. При этом люди восхищаются столь же, а то и более опасными животными, например, тиграми.
Антарктида встречает айсбергами нереальных размеров и ветром сумасшедшей скорости. Плотный поток ледяного воздуха безжалостно хлещет. Это не просто порывы до 20-40 метров в секунду, а непрерывный ветер, сметающий все на пути.
«Большая Саянская тропа» – это, возможно, дело всей моей жизни. Эта тропа может стать одной из крупных, имеющих общенациональную известность экологических троп, таких как «Большая Байкальская» или «Большая Севастопольская». Общая сумма, которую мы заложили на нее, – около 81 млн. Сумма большая, но нужно понимать, что и протяженность тропы большая сложная в конструктивном плане, одна из наиболее крупных в стране.
Я пел белухам под водой, чтобы они ко мне подошли поближе. Однажды мы общались с кашалотом на тему загрязнения пластиком океанов (кит реально приносил мне пластиковые пакеты, как будто просил избавить от них, забрать их на сушу). За каждой фотографией стоит какая-то удивительная встреча с китами.
Если раньше все скалы были расписаны в стиле «Здесь был Вася», то сейчас надписей с каждым годом становится меньше. Плюс ко всему мы сделали несколько специальных стендов, так их и озаглавили: «Здесь был Вася». Каждый желающий, чтобы не расписывать скалы, может оставить автограф на стендах.
«Коронавирусный» 2020 год показал, насколько ценен для людей внутренний туризм. Погулять в лесу, подышать воздухом, послушать птиц, у костра посидеть. Это не тяжелый, не насыщенный туризм, это «туризм выходного дня». У нас в стране внутренний туризм вообще пока на зачаточном уровне, но пандемия, надо сказать, его подтолкнула.
Мы входим в список ООПТ, расположенных за полярным кругом. А это означает и потрясающие полярные сияния, и полярную ночь, и незаходящее солнце летом.
Как ни парадоксально это звучит, именно для нашего заповедника пандемия сыграла даже положительную роль. Если раньше люди привычно ездили за границу или в какие-то традиционные туристические места, то в 2020 году обнаружили привлекательные и еще не изученные природные жемчужины Самарской области.
Наше учреждение я иногда в шутку называю «гремучей смесью», как, собственно, можно назвать и любую федеральную ООПТ. Ведь здесь сразу несколько направлений работы: и охрана, и экопросвещение, и наука, и туризм.
Если уж человек доехал до «Русской Арктики», то он экологически сознателен и мотивирован на сохранение арктической природы. Маньяков, мечтающих пострелять по белым медведям, мы у себя не встречали.
Программа сохранения лошади Пржевальского позволила не только сохранить, но и увеличить численность мировой популяции до трех тысяч особей.
Человек, работающий в охране природы, стремится сделать мир лучше. Если сотрудник ООПТ из таких, то и результаты работы будут отличные.
Эковолонтерство для меня – будущее, в котором каждый для сохранения природы будет делать что-то посильное, а все вместе мы сможем добиваться огромных, прорывных результатов. Мы как раз и создали организацию «Делай!», чтобы помогать в этом.
Спасти и восстановить можно любой вид животного, который остается в природе. Но усилия должны быть сосредоточены на сохранении не только отдельных видов, но и всей экосистемы.
Животные гораздо умнее и богаче внутренне, чем мы представляем. Они просто думают иначе, чем люди...
Если все гренландские ледники растают, то уровень Мирового океана поднимется на 7,2 метра. Тогда страдать будут не только животные, но и люди. Уже сейчас нам надо готовиться к десяткам миллионов климатических мигрантов.
Цифровая трансформация – это не просто внедрение технологий. Это последовательная масштабная работа, которая приведет к ускорению и оптимизации всех процессов в отрасли.
Чему нам следует поучиться у ООПТ Танзании? Наверное, во-первых, организации охраны: при каждом нацпарке был целый поселок с рейнджерами, которые охраняли его с автоматами. А во-вторых, возможности реально увидеть животных на маршруте (экологической тропе). Чтобы, как в Африке, они мимо нас бегали, летали, да хоть просто лежали, и не боялись. Чтобы у них был закреплен рефлекс, что человек вот на этой территории не несет опасность. В России тоже есть такие ООПТ, но, к сожалению, их очень мало. А для посетителей большинства ООПТ, чтобы увидеть зверя или птицу, нужно быть реально специалистом или местным сотрудником, который работает на территории не один день. Или же просидеть без движения много часов в так называемых скрадках, чтобы животные потеряли бдительность, и вы смогли их увидеть.
В соцсетях активисты выкладывают свои отзывы и фото, что собранный раздельно мусор попадает в один контейнер и на одну свалку. Здесь важно выстроить полноценную цепочку: раздельный сбор – раздельный вывоз – раздельная переработка – раздельная утилизация
Общественные организации могут помочь в нужную минуту – экспертным мнением, финансами. А в случае несогласия – прямо высказать правду в глаза.
Все мы являемся менеджерами ресурсов. И на всех нас лежит ответственность за воздействие на окружающую среду
Турист с каждым годом становится все более искушенным. Даже если человек идет в поход с палаткой, то на особо охраняемой природной территории у него должно быть место, где он мог бы разбить эту палатку и остановиться на ночлег с комфортом, не нанеся при этом вреда природе.
СМИ сетевое издание «Экология России» – Нацпроектэкология РФ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 79233 от 25 сентября 2020 г.
По вопросам сотрудничества и рекламы: +7 (915) 379-27-44 (WhatsApp)
Адрес электронной почты редакции: info@ecologyofrussia.ru
16+