Видео или живая картинка имеет самый сильный эмоциональный эффект воздействия на человека по сравнению с печатным словом или аудиоподкастом. Но как работает это в случае с экологией, на что обращают внимание авторы и какую реакцию от зрителя планируют получить? Мы поговорили с участниками Международного экологического телефестиваля «Территория завтра», который прошел в Нижнем Новгороде.
Автор документального кино «Поколение ХХI» Анастасия Свиридова из Москвы только получила диплом режиссера. Она считает, что, даже принимая все экологические привычки и правила, трудно им следовать каждый день, «всё куда-то растворяется». И именно фильм, в котором ярко показана уязвимость окружающей среды, сразу дает понимание, как надо себя вести и что делать или не делать. «Важно побуждать зрителя и напоминать ему, что происходит в мире, - говорит Анастасия. – Сейчас идет тренд на перепотребление, все эти маркетплейсы, заказы, как будто бы мы находимся в каких-то шорах, думаем, что нам это нужно, и мы за этим идем. И как раз через кино нужно транслировать, что счастье – оно в другом, и важно искать его внутри себя. Поэтому я обращаюсь в своих фильмах к таким историям. Я считаю, что люди бывают невероятно счастливы где-то в глубинке, занимаясь своим делом».
Фестиваль предлагал конкурсантам различные форматы работ – от видеоролика до документального фильма. Темами никто не ограничивал – здесь тебе и красота или проблематика биоразнообразия, связь человека и дикой природы, философия жизни через отношение к окружающей среде, экопросвещение через анимацию и даже детский взгляд на глобальные проблемы. Экология дает огромный спектр направлений для творчества и рассуждений, а самое главное, она про безопасное будущее. Какой сценарий для него выбрать? Авторы фильмов считают, что надо начинать с осознанности, с понимания того, что по-настоящему ценно. Например, вода. Алексей Васильченко, директор государственного природного биосферного заповедника «Кузнецкий Алатау» (Кемеровская область) считает, что это залог здоровья для нашего общества и уже сейчас надо задуматься над тем, чтобы придавать охранный статус тем участкам, которые сохраняют озера, реки, ледники.
«Мы в своем фильме пытались показать, что такое чистая вода и наш фильм называется «Там, где рождаются реки». У нас главной артерией Кузбасса является река «Томь», и 70 процентов правобережных притоков приходится на наш заповедник, это 645 тысяч гектаров. Мы показали, какое идет снегонакопление, таяние, потом вода проходит через озера, водопады, через верховые болота и попадает в реку. Даже чай, когда заваришь из этой чистой горной воды, почувствуешь разницу между городской водой и водой из горной реки. Я могу сказать, что природный биосферный заповедник «Кузнецкий Алатау» - это некий эталон, эта территория дает миллионы кубометров воды, такие территории нужно сохранять. Нужно понимать, где эти реки зарождаются, как они доходят до человека. И те люди, которые будут принимать участие в создании новых ООПТ, должны обращать внимание на такие ценные участки», - рассказал Алексей Васильченко.
Международный экологический телефестиваль «Территория завтра» проходит уже в девятый раз. Все начиналось с работ, которые присылали из регионов России. В прошлом году фестиваль уже вошел в официальную программу мероприятий БРИКС, а в этом году прошел в партнерстве с белорусскими журналистами. В программу фестиваля была введена специальная номинация «Белый аист» для работ из Республики Беларусь, а в нижегородском центре экологического просвещения «Экоториум» состоялся показ белорусского «зеленого» кино.
Генеральный консул Республики Беларусь в Нижнем Новгороде Олег Швец, вручая награду фестиваля «Хрустальную каплю» победителю в номинации «Белый аист» Игорю Бышневу, сказал, что для Беларуси актуальна тема сохранения окружающей среды. Это и последствия Чернобольской катастрофы, проблема илистых отложений, увеличения пластиковых отходов, изменение размеров популяции видов. Процесс урбанизации приводит к глобальному характеру многих экологических проблем, а кино помогает привлечь к ним внимание.
Тема аиста прозвучала еще раз во время церемонии награждения участников. Дело в том, что фильм, который получил гран-при фестиваля, назывался «Дом белого аиста». Его вручили молодому режиссеру Марии Николаевой из Москвы.
«Очень важно подключать зрителя к происходящему, дать зрителю что-то, чему он может сопереживать и сочувствовать, тогда человеку будет легче стать частью экологического мира, - поделилась своим мнением с «Экологией России» Мария. – Я думаю, что происходит довольно много историй, которые мы не замечаем, они частные, и люди о них рассказывают, просто их не слышат. Мне кажется, что очень важно находить такие истории и таких людей, которые борются за что-то, к чему-то стремятся, помогать им идти в массы. Каждый человек – песчинка, но вместе делая что-то, мы можем повлиять на ситуацию, нужно рассказывать, искать тех, кто с тобой заодно и тогда все получится».
Главный редактор нашего СМИ «Экология России» Ольга Стрелкова вручила «Хрустальную каплю» в номинации «Экоролик» Юрию Давиденко из Крыма за работу «Голос леса. Услышать, понять, сохранить». Она отметила, что формат видеоролика – это, пожалуй, самая сильная концентрация эмоций, фактов, ситуаций. «Журналистам сложно сегодня конкурировать именно в этом формате, когда роликами переполнены все соцсети, и делают их как блогеры, так и искусственный интеллект. Но что остается здесь важным? Важным остается ответственность за каждый кадр, так вот журналист несет ее в полной мере», - сказала Ольга Стрелкова.
То количество работ, которые увидели участники и гости фестиваля – это лишь небольшая, но лучшая часть. Как сказала директор «Территории завтра» Светлана Васильева, красивому финалу предшествовал колоссальный труд, жюри отсмотрело около 300 работ. «Сегодня мы не просто смотрим кино — мы ищем ответы на важные вопросы: как говорить со зрителем на сложные экологические темы, как вдохновлять на действия через язык медиа и искусство кинематографа. Я считаю, что голос природы – самый сильный, и он отзывается в наших трепетных сердцах. То, что мы делаем в экопросвещении, мы делаем с любовью», - сказала Светлана Васильева.
Фестиваль только закончился, а у Светланы уже новые планы на будущий десятый по счету экофестиваль. Она говорит о том, что важно привлекать журналистов других стран к диалогу о сохранении природы, сделать детское жюри фестиваля, дать больше возможностей молодежи. Наше СМИ как давний партнер «Территории завтра» желает удачи коллегам и ждет интересных работ в новом году.