На YouTube-канале Алтайского заповедника опубликован фильм «Призрак Телецкого озера» о подъеме теплохода «Ковчег». 21-метровое судно затонуло в заливе реки Камга в начале 90-х. Спустя 27 лет, в октябре 2020 года, водолазы достали из воды 30 тонн ржавого металла.

Телецкое озеро – памятник природы, объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

«Эта особо охраняемая природная территория должна оставаться неизменной как над, так и под водой», – прокомментировал операцию Алексей Смирнов, главный технолог компании «ВК ПОДТЕХ», которая и произвела подъем «Ковчега».

Затонувший «Ковчег» – одновинтовой буксирный теплоход, построенный по проекту РН-376У в 1969 году. Он пролежал на глубине 10-17 метров в течение 27 лет. За это время судно не раз становилось объектом изучения дайверов-любителей и специалистов по водоохране.

«Несмотря на то, что на вид судно было в неплохом состоянии (частично сохранилась отслоившаяся краска, радовали глаз целые иллюминаторы), коррозия сделала свое дело и металл начал «плакать» сталактитами из ржавчины», – написал на своей странице в Facebook известный алтайский дайвер Роман Воробьев.

Судно представляло угрозу для водоема не только из-за ржавчины. Буксир ушел под воду с полными топливными баками. Три года назад эксперты пришли к выводу: горючие вещества из-за разгерметизации баков могут вылиться в реку.

«Специалисты Алтайского биосферного заповедника проводили постоянный мониторинг ситуации с затонувшим судном. Неоднократно проводили отбор проб воды для химической экспертизы, в итоге мы выявили следовые концентрации нефтепродуктов», – рассказал директор заповедника Игорь Калмыков.

Результаты исследований стали поводом для проверки Западно-Сибирской транспортной прокуратуры. Она подтвердила, что «Ковчег» негативно влияет на состояние ихтиофауны и приводит к массовой гибели водных организмов.

На основании этого Майминский районный суд Республики Алтай удовлетворил иск прокуратуры и обязал собственника поднять буксир.

История «Ковчега» – скорее исключение из правил. Обычно добиться поднятия судна бывает достаточно сложно. И почти невозможно, если собственник плавсредства не установлен. Затонувшие корабли десятилетиями, а иногда и веками остаются на дне и отравляют водную среду.

Чем опасны затонувшие корабли?

Большинство экспертов уверены: любые затонувшие суда ухудшают экологию водоемов, где они покоятся. Вопрос в том: как быстро может идти этот процесс?

Самая большая угроза от затонувших кораблей – разлив топлива и машинных масел. Эти опасные вещества могут выливаться и спустя годы и даже десятилетия после того, как корабль ушел под воду.

«Даже если там все закрыто герметично, то проходит 10-15-20 лет, металл прогнивает и начинает тихонечко сочиться, мы начинаем наблюдать нефтяное загрязнение», – рассказал директор нижегородского экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов.Отдельную опасность представляют корабли и самолеты, затонувшие во времена Великой Отечественной войны. На их борту могут быть неразорвавшиеся боеприпасы. При этом мины и бомбы могут сдетонировать в любой момент и спустя 75 лет.

Угроза взрыва значительно увеличивается в связи с коррозией – еще одной глобальной проблемой затонувших кораблей. Скорость ее развития зависит от глубины залегания судна, температуры и солености воды, силы подводных течений и т.д. Но так или иначе, любая сталь становится за 10 лет тоньше на 0,5-2 мм.

Ржавчина способна отравлять воду на протяжении сотен лет. Но корабли, как известно, состоят не только из металла, но и из других материалов: пластика, резины, ткани, которые также со временем разлагаются и загрязняют воду.

Еще одна проблема от затонувших кораблей – механическое засорение. Затопленные плавсредства создают препятствия течению. А иногда такие объекты представляют опасность и судоходству.

«Если судоводитель не местный, он может не знать о местах, где лежат затонувшие корабли, или просто не заметить их в темное время суток. В результате это может привести к новым авариям», – рассказал журналистам и. о. директора филиала «Подводречстрой-7» в Волгограде Андрей Паромов.

Впрочем, некоторые эксперты уверены: поднятие затонувших кораблей, особенно спустя десятилетия или даже столетия, наносит водной среде еще больший вред, чем решение оставить все, как есть.

За это время вокруг затонувшего судна и внутри него формируется своя экосистема, а сами корабли становятся новой средой обитания для различных живых существ: личинок, коралловых полипов, морских ежей, рыб и даже хищников, например, крылаток.

Три миллиона затонувших кораблей

По оценкам ООН, сегодня во всем мире под водой лежит более трех миллионов затонувших кораблей.

Самым большим морским кладбищем считается Карибское море, район Больших Антильских островов. Точное количество кораблей, лежащих на дне, не установлено. Но известно, что только в период с 1500 до 1800 гг здесь было затоплено от 1000 до 3000 судов.

Фото: commons.wikimedia.org/Guernsey_by_Sentinel-2

Тихоокеанское кладбище кораблей в районе острова Чуук не такое старое. Большинство кораблей здесь затонули во время Второй мировой войны. По подсчетам дайверов, в районе острова покоится 60 крупных и 100 мелких японских военных судов, потопленных американскими военными силами.

Еще одно крупное кладбище кораблей находится в Коралловом море вблизи берегов Австралии. Главной причиной гибели судов здесь являются коралловые рифы, на которые корабли натыкаются во время штормов и туманов.

«Пожирателем кораблей» моряки называют и плавучий остров Сейбл. По наблюдениям смотрителей местного маяка в XIX веке здесь тонуло в среднем два судна в год. Всего возле острова, по самым скромным подсчетам, нашли последний причал около 400 пассажирских и торговых судов.

Более 200 испанских, турецких, французских и английских торговых судов покоятся и в Бискайском заливе, недалеко от испанского побережья. А главной причиной кораблекрушений здесь чаще всего являются бурные подводные течения.

Русские кладбища кораблей

Много затонувших кораблей и в России. Только у берегов Крыма лежат тысячи плавсредств – от античных и византийских судов до погибших во время войны подлодок и пароходов.

Водолазы до сих пор не могут найти и последнее пропавшее без вести в Черном море судно – сейнер САОР-3. Его судьба не известна с 1996 года. По одной из версий, корабль подорвался на пойманной сетями глубинной мине времен Великой Отечественной.Более трех сотен погибших кораблей разных эпох покоятся и на дне Финского залива. Среди них – линейный корабль «Портсмут», построенный 300 лет назад по чертежам Петра I, который затонул под Кронштадтом в 1917 году.

Известно также, что на дне Волги на данный момент находится почти 500 кораблей. В том числе, в районе Самары лежит ладья, возраст которой перевалил за 600 лет. Такую новость обнародовали самарские ученые в прошлом году.

Лед тронулся?

Ситуация в Волжском бассейне первой может измениться в лучшую сторону. В рамках федеральной программы по оздоровлению главной реки страны планируется разработать механизм подъема и утилизации затонувших кораблей.

Перед этим власти намерены провести масштабную инвентаризацию Волги. Например, уже подсчитано: на территории Астраханской области сегодня находится 192 бесхозных затонувших судна, в Татарстане – 90 судов, а в Нижегородской области – 53.

Возможно, что для подъема этих плавсредств используют новое российское оборудование. Проект судна для подъема затонувших кораблей в прошлом году разработали в российском Крыловском государственном научном центре.

Плавательный аппарат типа «катамаран» состоит из двух параллельных 137-метровых корпусов, связанных между собой 36-метровой палубой. Такие размеры позволят судну поднимать груз массой до 14 тысяч тонн. Ожидается, что первое судно для подъема затонувших кораблей сойдет на воду в 2021 году.

Экологи также предлагают установить специальный порядок утилизации затонувших плавсредств, а также ввести упрощенную систему получения документов, разрешающих подъем со дня бесхозных судов. Но пока эти вопросы не урегулированы.

Впрочем, не стоит ожидать, что уже в ближайшее время все затонувшие суда будут подняты на поверхность. Морские кладбища столетиями существуют не только в Росси, но и других странах.

Главная причина такого положения дел – слишком высокая цена работ. Например, на ликвидацию последствий крупнейшей водной аварии последних лет с участием круизного корабля «Costa Concordia» потребовалось 1,5 миллиарда евро.

Поделиться




Все мнения