Экология

В России уберут арт-объекты из старых автомобильных шин

Россиян начали штрафовать за клумбы в форме лебедей и другие арт-объекты из отработавших автомобильных покрышек. Отработанные покрышки относятся к 4 классу опасности, а значит их неправильная утилизация может нанести вред окружающей среде.

Практику привлечения к административной ответственности активно ведут, например, в Ивановской области. Там уже ликвидировали все арт-объекты из шин на территории детских садов. Теперь очередь за многоквартирными дворами. Управляющие компании обязали убрать народные инсталляции. В противном случае юрлицам грозит штраф до 250 тыс. рублей.

Некоторые экологи считают, что покрышки под воздействием окружающей среды выделяют вредные вещества.

«Когда лежит покрышка и светит солнце, происходит нагревание. Выделяется более 15 наименований загрязняющих веществ, включая ароматические соединения, мономеры каучука, сероводород, формальдегид. Поэтому, безусловно, надо утилизировать», – прокомментировал заведующий кафедрой промышленной экологии ИГХТУ Андрей Гущин.

У других экспертов иная точка зрения. Заслуженный эколог РФ Андрей Пешков проблемы в арт-объектах из шин не видит.

«Они достаточно инертны с точки зрения воздействия на окружающую среду. Но при захоронении они долго разлагаются, поэтому они попали в список отходов, запрещенных для захоронения на полигонах. Это объяснимо. Но то, что их стали изображать как опасные отходы для объектов малой архитектуры – это не понятно. Шины не являются остро токсичными с молекулярной точки зрения, там все запаковано», – пояснил эксперт сайту «Экология России».

По его словам, сегодня из старых покрышек изготавливают крошку, а на ее основе делают спортивные маты, покрытия, изгороди и другие объекты.

«Это нейтральная и безвредная продукция. Если переработка глубокая, то можно получать пиролизное масло и использовать в качестве топлива. Сегодня минимально используются шины для крашения дворов, есть другие архитектурные решения», – добавил он.

На мусороперерабатывающих заводах призывают людей отвозить старые покрышки в специальные пункты. В московском регионе насчитывается более 10 точек, которые готовы бесплатно или даже за деньги принять шины с протектором. Если покрышки совсем не пригодны для повторного использования, то их можно сдать в пункты приема вторсырья. Они существуют во всех округах Москвы. Нередко эту услугу предоставляют шиномонтажные мастерские.

«На ленте шины отбираются, их отдают на переработку. Это лучший путь для покрышек. Если их использовать для украшений дворов, то на этом их циклическая история заканчивается. Шина будет лежать, а материал будет деградировать вместо того, чтобы пойти на новые циклы», – отметила представитель компании «ЭкоЛайн» Оксана Бачина.

Баки для вторсырья не предназначены для крупногабаритных отходов, поэтому вывозом колес лучше заняться лично.

Фото: instagram.com/lanajanna

Еще по теме