Авиапромышленный концерн Airbus представил три концепции первого в мире коммерческого самолета с нулевым уровнем вредных выбросов. В качестве источника энергии предлагается использовать водород, который в компании считают перспективным видом чистого авиационного топлива. Об этом генеральный директор Airbus Гийом Фори сообщил в интервью для издания Le Parisien.

В Airbus рассчитывают, что самолет совершит первый полет в 2035 году, если водородные технологии будут развиваться теми же темпами, что и сейчас.

«Разработка двигателей с нулевой эмиссией углекислого газа – это исторический этап для всего сектора коммерческой авиации», – подчеркнул Фори.

Все три самолета пока имеют общее кодовое название ZEROe (от англ. zero emissions – «нулевые выбросы»).

Первый представляет собой узкофюзеляжный самолет для трансконтинентальных перелетов, с турбовентиляторными двигателями, вместимостью 200 пассажиров и дальностью полета около 3800 км. Баки для водородного топлива будут расположены в герметизированном отсеке в хвостовой части самолета.

 

Второй концепт рассчитан на региональные перевозки и представляет собой узкофюзеляжный самолет с турбовинтовыми двигателями, вместимостью 100 пассажиров и дальностью полета около 1900 км.

 

Самая интересная новинка – третий концепт, широкофюзеляжный самолет с турбовентиляторными двигателями, построенный по принципу «летающее крыло», который пока не имеет реализации в секторе коммерческих перевозок. Весь фюзеляж представляет собой крыло, внутри которого размещаются пассажирский салон вместимостью 200 человек и топливные баки. Дальность полета составит около 3800 км. Главный инженер компании Жан-Брис Дюмон рассказал Bloomberg, что это самая сложная из трех конструкций.

 

Как пояснили в Airbus, для водорода на воздушных лайнерах требуются баки, примерно в четыре раза превышающие по объему обычные, применяемые для керосина. Кроме того, необходимо обеспечить, чтобы сжиженный газ сохранял свою температуру в минус 250 градусов по Цельсию. Баки также должны выдерживать значительное давление, быть цилиндрической или сферической формы. Это означает, что они должны находиться не в крыльях, а внутри фюзеляжа.

«Переход на водород в качестве топлива для этих концептов самолетов потребует решительных действий от всей авиационной отрасли», – заявил Фори.

В частности, существенные изменения потребуется произвести в инфраструктуре аэропортов, чтобы обеспечить транспортировку и хранение жидкого водорода для заправки им воздушных судов. Компания считает, что у авиакомпаний должны появиться стимулы, чтобы вывести старые самолеты из эксплуатации.

В настоящее время на авиацию приходится 2,5% глобальных выбросов углекислого газа, но как ожидается, эта доля будет расти, поскольку число пассажиров может удвоиться в ближайшие 20 лет. Такие данные приводит эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов. По этой причине, говорит он, вопрос об альтернативных источниках энергии становится все более актуальным. 

Несколько компаний в мире занимаются разработкой пассажирских самолетов, использующих альтернативные источники питания, в том числе и водородные топливные элементы.

В настоящее время действуют рекомендации Международной организации гражданской авиации (IATA), согласно которым авиакомпании, принявшие их, должны поддерживать уровень выброса углекислого газа не выше уровня 2020 года.

Авиаперевозчикам к 2050 году необходимо сократить объемы выбросов вредных веществ, в том числе углекислого газа, на 50 процентов по сравнению с уровнем 2005 года. При этом некоторые авиакомпании уже заявили, что намерены стать углеродно-нейтральными к 2050 году. В частности, об этом в конце прошлого года объявила австралийская авиакомпания Qantas.

В 2016 году российский Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского предложил концепцию пассажирского самолета на криогенном водородном топливе. Она предусматривает разработку широкофюзеляжного лайнера с верхней установкой топливных баков внутри корпуса. Лайнер, если разработка будет завершена, сможет перевозить от 200 до 230 пассажиров.

Как отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, со временем доля прочих видов топлива для воздушного транспорта будет увеличиваться. Потребуется перестройка инфраструктуры авиационной отрасли.

«Полностью отказываться от традиционных видов топлива в отрасли вряд ли будут, не исключено, что для некоторых видов воздушных судов будут использоваться новые виды топлива, а для остальных – традиционные», – говорит эксперт.

Поделиться




Все мнения