Технологии

Посыпать зимой дороги солью небезопасно для экосистем

Какие риски в реагентах видят ученые и какие альтернативы предлагают для обработки дорог

Посыпать зимой дороги солью небезопасно для экосистем
Фото: istock

Соль как антиобледенитель может накапливаться в окружающей среде и представлять растущую угрозу, как для экосистем, так и для здоровья человека.

Каменная соль, которую используют на дорогах, очень похожа на обычную поваренную соль. Соль, она же хлорид натрия, действительно является эффективным антиобледенителем. Когда соль посыпают поверх льда, ее элементы разделяются и образуют растворенное вещество. Ионы натрия и хлорида мешают молекулам воды связываться друг с другом и образовывать лед. Проще говоря, соль снижает температуру, при которой жидкая вода превращается в лед. Этот метод называют понижением точки замерзания.

С одной стороны, соль на дорогах помогает сделать безопасным движение автомобилей и пешеходов, а, с другой стороны, может нанести вред окружающей среде.

Какие риски выделяют ученые.

Дорожная соль может просачиваться в близлежащие к дорогам поверхностные и грунтовые воды, загрязнять резервуары и колодцы с питьевой водой. Высокий уровень натрия в питьевой воде влияет на людей с высоким кровяным давлением, а высокий уровень хлоридов в поверхностных водах опасен для некоторых рыб, насекомых и амфибий. Как только соль попадает в экосистему, она может стать постоянной проблемой. Например, даже низкие концентрации хлора могут оказывать вредное воздействие на рост и размножение водных видов. Сток, содержащий дорожную соль, также может вызвать дефицит кислорода в водоемах. Если он попадает в пресноводное озеро или ручей, то будет стремиться опуститься на дно, создавая плотный слой, который может препятствовать газообмену с вышележащей водой. Это может привести к развитию условий с низким содержанием кислорода, которые вредны для рыб и других водных организмов.

Кроме того, излишки дорожной соли накапливаются на придорожных участках, убивая придорожные растения, вытесняя минералы или поглощая воду, что называется физиологической засухой. Соленые дороги также привлекают животных, таких как олени и лоси (которые любят слизывать соль), а это увеличивает вероятность аварий и дорожно-транспортных происшествий.

Дорожная соль усиливает эрозию почвы, а в больших количествах она может вызывать коррозию автомобилей.

Ученые думают над альтернативными противогололедными способами.

Подходящим для этих целей могло бы стать соединение хлорида магния (MgCl 2 ), оно считается более безопасным, чем NaCl, но для покрытия той же площади его требуется в два раза больше, а это очень дорого. Хлорид кальция (CaCl 2 ) также более безопасен для окружающей среды, но в три раза дороже, чем NaCL. Предлагается делать дорожное покрытие по новым технологиям, более пористое. Оно уменьшит сток с дорог, а также снежный и ледяной покров. Пористое или водопроницаемое дорожное покрытие позволяет просачиваться стоячей воде.

Также ученые советуют внимательно следить за прогнозом погоды и перед прогнозируемым снегопадом наносить на дороги соляной раствор (23,3% раствор соленой воды). Этот метод предотвращает образование инея на тротуаре. Кроме того, подсчитано, что до одной трети сухой соли, выходящей из разбрасывателя, отскакивает прямо в придорожную канаву, прежде чем вообще растаять, тогда как рассол остается на месте.

Другие альтернативы включают добавление в антигололедный раствор биоразлагаемых веществ, таких как свекольный сок, рассол и патока. Они снижают температуру замерзания воды, замедляя образование льда; улучшают сцепление с дорогой и делают раствор более липким, поэтому меньше соли разбрызгивается с дорог и тратится впустую.

 

Еще по теме