В последние годы сформирован тренд развития арктической зоны России. Создаются инструменты поддержки населения и бизнеса, реализуются планы инфраструктурного развития. В регион приходят новые, в том числе и иностранные, инвесторы. Потенциал Арктики колоссален и раскрыт ещё мало. Вместе с тем регион – природная сокровищница, и стремление к развитию должно балансировать со стремлением сохранить.
4 июня 2020 года состоялась онлайн-конференция «Арктический туризм – новые вызовы для бизнеса», инициатором которой выступило АНО «Экспоцентр «Заповедники России». Трансляцию можно было смотреть на YouTube-канале «Природа ТВ» и в разделе онлайн-конференций издательского дома «Коммерсантъ»
Участники встречи обсудили, как на современном этапе будет реализовываться стратегия развития Арктической зоны, можно ли говорить о «профилировании» разных арктических районов под промышленность, туризм или научные кластеры, станет ли туризм драйвером развития этого региона и какие проблемы стоят перед бизнесом в сфере арктического туризма.
В качестве спикеров онлайн-конференции выступили: заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Елена Панова, заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков, директор АНО «Агентство развития Норильска» Максим Миронов, заместитель генерального директора по стратегии и развитию ООО «Роза Хутор» Ольга Ляхова, директор ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» Александр Кирилов, генеральный директор Russia Discovery Вадим Мамонтов, председатель правления Союза туриндустрии Мурманской области Олег Теребенин.
В государственной Стратегии развития Арктики уделяется внимание туризму. Сложность его развития в том, что, оказывая господдержку этой отрасли, сложно рассчитывать на возвратность вкладываемых средств. Но задача развития туризма — не чисто экономическая и тем более не приносящая «быстрых денег». Сейчас в регионе более динамично растут другие отрасли, в частности, добывающие и промышленные: там сосредоточены крупные инвестиционные проекты. В государственной Стратегии развития Арктики есть специальный раздел «арктический туризм». Туризм диверсифицирует местную экономику, создаёт рабочие места, выступает драйвером развития.
Участники отметили, что арктический туризм не может стать дешевым. Это труднодоступный регион и требует больших затрат на дорогу и проживание. Однако, волонтерские программы дают возможность достаточно бюджетно приехать и познакомиться с красотами арктической зоны. Есть такой запрос в национальных парках и заповедниках Арктики, на очистку арктических островов и другие важные задачи по помощи ООПТ.
Как рассказал модератор конференции, директор агентства EastRussia Леонид Агафонов в начале 2020 года его команда составила карту возможного развития туризма в Арктике и собрала ключевые идеи по всем арктическим регионам. Российская Федерация обладает самой обширной арктической зоной, и в 2018 году регион посетили 1,17 млн человек (среди них примерно половина деловых и спортивных туристов). Общее же количество туристов в Арктике свыше 10 млн человек. Практически половину всего арктического турпотока в России принимает Мурманская область, за ней следует Архангельская область, также популярна арктическая часть Карелии. В регионе действует 126 туроператоров, гостей принимает свыше 500 гостиниц.