Происходящие природные явления не могут не влиять на развитие экономической и инвестиционной деятельности в зоне вечной мерзлоты. Речь идет не только об ответственном отношении к этому региону, но и четко продуманному перспективному плану по любым предпринимаемым шагам. Ведь, как сказали участники круглого стола, вечная мерзлота имеет свойство – она все время изменяется. Вспомнили про советское время, когда была лаборатория вечной мерзлоты и был прозрачный контроль на стадии проектирования, строительства и эксплуатации всех объектов. Сегодня комплексного мониторинга нет, нефтяные компании проводят такие работы, но делают это они для своих проектов.
«Раз страна приняла направление развивать Арктику — поскольку это инвестиционная деятельность, это строительство — надо анализировать, каковы могут быть риски, изучать, какие будут технические, геологические условия, чтобы исключить или минимизировать эти риски в будущем», – заявил первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов. По его словам, для решения проблемы важно проводить мероприятия по укреплению вечной мерзлоты там, где ведется строительство. Он упомянул Тихоокеанскую железную дорогу, первую частную в современной России. Проект реализуется от угольного месторождения в Якутии до охотоморского берега (порт Эльга) в Хабаровском крае. «Вы думаете, они эти мероприятия провели? Я абсолютно уверен, что они их не провели и через 5-10 лет там начнутся проблемы, эта дорога начнет плясать», – продолжил тему рисков Тумусов.
В копилку рисков добавил аргументов еще один участник круглого стола – Андрей Алексеев, руководитель центра геокриологических и геотехнических исследований НИИОСП им. Н.М. Герсеванова, доктор технических наук.
По его мнению, основные проблемы при строительстве зданий в условиях вечной мерзлоты связаны с ненадлежащим выполнением геологических изысканий, когда инженерные работы отдаются на откуп производителям. Усугубляет ситуацию изменение климата и ошибки при эксплуатации сооружений. Как пример, часто при уборке улиц снег сгребают к зданию, что затрудняет проветривание, как следствие, грунты под зданием зимой не охлаждаются, а летом вся вода попадает в подполье и приводит к деградации мерзлоты. Поэтому настало время развивать новые направления, связанные с регулированием температуры грунтов основания. Например, делать вентилируемое подполье, теплоизолируемые подсыпки, жалюзийные решетки, управляемые с помощью искусственного интеллекта, проектировать поверхностные фундаменты, а не свайные. Думать об этом нужно уже сегодня, потому что, по словам Алексеева, по прогнозам, уже через 50 лет температура воздуха в Красноярском крае повысится на семь градусов.
Важно обращать внимание и на подводную мерзлоту. Там температура выше, чем на суше, в среднем на 10 градусов. Ее деградация ведет к появлению глубоких сквозных таликов, бугров пучения. Все это приводит к образованию кратеров, которые имеют взрывной характер и могут навредить навигации Северного Морского пути.
Ученые обратили внимание, что нужно всесторонне подходить к проблематике изменения климата в Арктике, создавая единую систему геотехнического мониторинга (а не только фонового), который объединит все системы мониторинга, существующие на линейных объектах, жилых зданиях, производствах.