Эксперты ВНИИ «Экология», WWF России и Лесного попечительского совета (FSC) подготовили предложения для проекта Стратегии развития лесного комплекса. 60-страничный документ, подготовленный авторитетными экспертами в области лесного хозяйства, содержит обширный перечень мер, которые, по мнению авторов, могут помочь избавиться от «черных» и просто излишних рубок, уменьшить площади лесных пожаров и восстановить леса в российских регионах.
Стратегию развития лесного комплекса РФ до 2030 года Правительство РФ утвердило относительно недавно – в сентябре 2018 года, – но в 2020 году документ «отправили на доработку». Во-первых, документ необходимо привести в соответствие с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Во-вторых, как отметил Президент РФ на сентябрьском совещании по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса, результаты деятельности лесного хозяйства страны оставляют желать лучшего. А значит, и Стратегия развития отрасли должна быть глубоко переработана с учётом новых требований.
К переработке документа подключились не только промышленники из деревообрабатывающей и других смежных отраслей, но и экологи, природоохранники. Лес нельзя рассматривать исключительно как сырье для промышленности: он – основа экологического благополучия страны, и нуждается в защите, охране и восстановлении.
Редактором предложений от экологов-общественников выступил Евгений Шварц – Директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, авторитетный биолог, географ и эколог, доктор наук, Почетный работник охраны природы РФ.
Целью документа, как сообщают авторы в предисловии, является «разработка качественно новой стратегии развития отрасли, ориентированной, прежде всего, на переход к устойчивому развитию лесного сектора путем коллективного сотрудничества и рационального и ответственного диалога науки, бизнеса, органов власти и гражданского общества». Авторы также благодарят главу Минприроды России Дмитрия Кобылкина «за предоставленную возможность открытого обсуждения накопившихся отраслевых проблем и поиска актуальных решений, направленных на их устранение».
Как говорится в документе, в лесном хозяйстве страны до сих пор руководствуются некоторыми неэффективными принципами, которые остались еще с советских времен. Например, в государственных структурах сосредоточено чрезмерно много полномочий, в том числе по коммерческой древесине; хотя на самом деле как раз частные компании, а не государство лучше знают, какие управленческие решения будут работать в восстановлении и производстве лесной продукции коммерческого назначения. Поэтому предлагается перестать смешивать распорядительные и хозяйственные функции в госорганах, отвечающих за лесное хозяйство, и дать «больше свободы» частным предприятиям лесной отрасли.
В свою очередь, «государственные лесхозы и (или) государственные компании должны принимать необходимые решения в соответствии с поставленными государством социальными и экологическими задачами (например, увеличение площади широколиственных лесов, подобных естественным, в малолесных районах юга европейской части страны), а не с коммерческими целями». При этом авторы предлагают отказаться от одинакового управления лесами, различными по функциям и имеющими региональные и географические особенности.
Ещё один смелый вывод, который делают авторы документа – что естественное лесовосстановление на сельскохозяйственных землях происходит лучше и быстрее, чем искусственное лесовосстановление, проводимое лесхозами и органами управления лесами. Такой вывод делается на основании данных, что зарастание сельскохозяйственных земель лесами в Европейской России ежегодно охватывает примерно 2–3 млн га, площадь же лесовосстановления, ежегодно запланированного в рамках федерального проекта «Сохранение лесов», во всей Российской Федерации составляет около 1 млн га.
Что же делать? Нужно перестать гнаться за показателями искусственного лесовосстановления и сажать деревья только там, где это действительно необходимо. А освободившиеся средства стоило бы пустить на качественные агротехнические уходы (если саженцы посадить и не ухаживать за ними, то приживется очень небольшой процент, остальные погибнут) и на борьбу с лесными пожарами.
Ключевой «посыл» документа заключается в том, что нам давно пора переходить от экстенсивной модели лесопользования (чем больше леса вырубили, тем лучше) к интенсивной (вырубим меньше, но более глубоко переработаем и исключим потери при производстве), а также в необходимости обеспечения экологической устойчивости лесопользования. Если описать такую модель максимально коротко и просто, можно сказать, что необходимо добиться воспроизводства и самовоспроизводства лесов в таких объёмах, чтобы всё, что мы вырубаем, компенсировалось. Эксперты выступают, в частности, за придание защитного статуса не менее 5–7 млн га крупных массивов первичных лесов, не утративших возможностей к самоподдерживанию. Такие леса ещё называются малонарушенными лесными территориями (МЛТ). Предлагается не вырубать и так называемые экономически недоступные леса (расположенные в труднодоступных местах).
Среди других предложений экспертов:
-
обеспечить прозрачные и достоверные знания о качественном и количественном составе лесов России, усовершенствовать модель учета лесов;
-
сформировать нормативно-правовую базу, регулирующую управление лесами на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе направленную на вовлечение их в хозяйственный оборот, включая возможности создания частных лесов;
-
организовать и поощрять лесоводство на землях сельхозназначения, которые не предполагается возвращать в сельскохозяйственный оборот;
-
организовать поддержку экспорта высокотехнологичной российской лесной продукции при запрете экспорта необработанной или грубо обработанной древесины;
-
рассматривать посадку леса как инструмент для промышленности и добывающих отраслей в обеспечении «эконейтральности» их продукции, а также как источник потенциальных доходов от продажи так называемых единиц снижения выбросов (ЕСВ) по принципу «посадил дерево – внес вклад в борьбу с климатическими изменениями»;
-
обратить внимание не только на леса вне населенных пунктов, но и на интенсивное лесное и лесопарковое хозяйство в наиболее густонаселенных районах и окрестностях городских агломераций – ведь деревья в городах значительно улучшают качество жизни людей.
Некоторые из рекомендаций экспертов совпадают с предложениями, которые уже рассматривались Минприроды России и другими органами власти или были озвучены в ходе сентябрьского совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса. Например, ранее Владимир Путин поручил Правительству РФ решить вопрос с лесами на заброшенных сельхозземлях, и во исполнение этого поручения было создано постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения». Оно сделало возможным появление в России первых частных лесов.
Такие совпадения лишний раз доказывают: эти перемены в лесном хозяйстве страны назрели уже давно. Эксперты-экологи надеются, что предложенные ими меры позволят сделать российскую лесную отрасль более эффективной и с экономической, и с природоохранной точки зрения.