В сообщении говорится, что задача по ликвидации несанкционированных свалок имеет общегосударственное значение, а потому в ее решении должны участвовать органы всех уровней власти.
На примере двух дел, которые касались жалоб сибирских муниципалитетов, суд пояснил, что «муниципалитеты не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию таких свалок на участках, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, но принадлежащих государству, если собственник отходов (разместившее их лицо) не установлен».
Соответствующие нормы законодательства признаны противоречащими Конституции, парламенту необходимо внести изменения в регулирование оборота ТКО, следует из постановления КС РФ.
Прецедент случился в 2020 году между оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и городом Кодинск. Возник спор относительно полномочий по ликвидации несанкционированных свалок. Оператор расчистил от мусора участок, который находится на территории городского поселения, потребовав за это 324 тысячи рублей. В данной ситуации суды пришли к выводу, что обязанность ликвидировать несанкционированную свалку лежит на местной администрации, уполномоченной распоряжаться госземлями.
Похожая ситуация произошла и при очистке замусоренной территории одного из сел в Новосибирской области. Суды обязали местную администрацию ликвидировать несанкционированную свалку на участке, относящемуся к землям сельхозназначения.
Система обращения с отходами в России построена на взаимодействии и участии в ней всех трех уровней власти. При этом принадлежность и объем полномочий органов публичной власти по ликвидации несанкционированных свалок, обнаруженных на землях в границах муниципальных образований, но не находящихся в их собственности, четко не определены. На органы местного самоуправления (МСУ) прямо не возложена обязанность по ликвидации таких свалок.