Почетный архитектор России Виталий Трошин 35 лет жил и работал в Арктике. Он наблюдал за местными жителями, кочевал вместе с оленеводами и следил за изменениями в тундре. Работая главным архитектором Воркуты, он понял всю суть вахтовых поселков и добычи полезных ископаемых. Такие населенные пункты живут, пока земля дает нефть или золото. А дальше их бросают – опустевшие дома приходят в негодность, а экосистемы продолжают тянуть на себе этот груз.

Я считаю, что все в Арктике должно быть мобильно. Поселки и объекты инфраструктуры должны кочевать, как олени по тундре. Арктика – это сырьевая территория. А любая добыча ресурсов имеет конец. Объекты гражданские, социальные и промышленные должны минимизировать вред. Я понял, что в тундру нельзя идти с техникой на колесах. Она срывает покров, который всего 5 см. Потом он не восстанавливается, обнажается мерзлота. 

Я наблюдал за оленями, десятки тысяч особей пробегают по растительности. После них земля темная. Потом через два месяца земля начала покрываться зеленью. Проезжает вездеход, там уже ничего и никогда не восстановится. Мне пришла мысль, что у оленя вертикальная нагрузка на почву. Я начал делать эксперименты с разными покрытиями и пришел к шагающей системе.

КОЧУЮЩАЯ ПЛАТФОРМА 

Движение у платформы примитивное. Всего два движения. Дом передвигается по рельсам как башенный кран. И вертикальное направление, когда дом становится на свои «ножки», так называемые пневмоподушки. Она на 60% экономичнее любой системы вездехода. Можно пройти 2 тыс. км с одним запасом топлива. Из Салехарда дойти до Диски – не проблема.

Платформа заменяет фундамент, она может выполнять функции вертолетной площадки, причала, подставки под нефтяную вышку.

Ее стоимость – 70 млн рублей. Это намного дешевле, чем строить дома с готовым фундаментом. Дешевле, экономичнее и экологичнее. Шириной она 18 метров и длиной 24 метра, консоли, то есть рельсы, выдвигаются еще на 9 метров. Вес конструкции – 40 тонн.

Когда есть платформа, мы вообще землю не затрагиваем: установили дом на «ноги», и потом платформа его повезла со средней скоростью 4 км в час. Выбирал такую скорость специально, так как она близка к человеческому шагу. В Арктике только так.

Платформа может стать дорогой. Нефтяники готовят себе дорогу целый год, чтобы перенести вышку. А тут просто поставил и понес с другое место – 100-120 тонн она спокойно выдерживает.

Также ее можно использовать как подставку для ветряка. У них главная проблема – это фундамент. Мерзлота есть мерзлота. Небольшое отклонение и ветряк лопостями бьется о стержни. А тут – готовое решение.

ШКОЛА-КОЧЕВНИК

Еще одно злободневное изобретение – кочующая школа. Уже есть подобные проекты, но это больше пародия. Сейчас важно, чтобы школа была современной, уютной и комфортной. Таким же должно быть жилье для преподавателей. Я придумал такие объекты с автономной системой обеспечения. Объект может по тундре идти и сам себя обеспечивать, есть хранилища, есть холодильники. Стоимость школы – 350 млн рублей. Получается дешевле, чем строить с нуля.

Я сейчас планирую концепцию размещения поселений. Есть только вахтовые поселки, они временные, но одна платформа замещает все. Временные поселения живут несколько десятков лет, примерно 30-50, пока идет добыча. Актуальнее будет внедрять шагающие поселения, чтобы не строить стационарные объекты. Я видели брошенные замороженные поселки, зрелище неприятное. Но это ждет любой пункт, который основан на добыче сырья. Воркута – это такой пример.

ОТ СТАРТА ДО ФИНИША

Я веду переговоры, чтобы внедрить платформу в Арктике. Но все спрашивают: «А у вас есть готовая модель?». У меня есть технические решения. Но опытного образца не было. Чтобы сделать его нужны деньги. Надеюсь, что скоро получится внедрить.

Поделиться
Все мнения