Климатическая нейтральность, «ноль выбросов» … Для обычного жителя города эти фразы до сих пор часто звучат как диковинная абстракция, всерьез погружаться в которую могут разве что самые восторженные последователи Греты Тунберг. В конце концов, разве у жителей мегаполиса нет более острых экологических проблем, чем изменения климата? Загрязнение воздуха, вырубка зеленых зон, мусор — казалось бы, до климата ли тут.
На полях Невского международного экологического конгресса корреспондент «Экологии России» поговорил с заместителем руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Евгенией Семутниковой. Разговор шёл о том, как прийти к климатической нейтральности, преодолевая все типичные экологические проблемы мегаполисов — от мусора до посадки зелени. 

- Евгения Геннадьевна, с 2012-го года Москва учитывает объем выбросов парниковых газов по международным признанным методикам. Можем ли мы сравнить Москву с похожими по площади и населению мегаполисами — Лондоном, Нью-Йорком, Рио-де-Жанейро, и др.? У Москвы эмиссия СО2 больше или меньше этих городов?

Не стоит сравнивать города по абсолютным объемам выбросов парниковых газов, потому что у всех неравнозначные условия по климату. Москва — мегаполис холодный, отапливать надо, от этого никуда не денешься. Это обуславливает выброс парниковых газов. В этом плане нам бессмысленно состязаться, например, с Рио-де-Жанейро, который вообще почти не нуждается в отоплении. Кроме того, есть ряд городов, в которых промышленность и объекты энергетики выведены за черту города, как в Стокгольме, а есть города, где их сохраняют — как частично это делает Москва. И много других специфических факторов.
Если же мы говорим о выбросах парниковых газов как об удельном показателе на душу населения, то здесь Москва по своим текущим показателям соизмерима со многими европейскими и американскими городами, которым удается наиболее успешно ограничивать эмиссию СО2. Прежде всего, это удается за счет использования природного газа, при сжигании которого эмиссии парниковых газов на порядки меньше, чем при сжигании иных видов топлива.

- За последние годы выбросы СО2 стали больше или меньше?

С 2012 года мы раскрываем свою климатическую отчетность, расчеты проводим по общепризнанной европейской методологии. И согласно ей Москва каждый год последовательно снижает выбросы парниковых газов. Причем эта отчетность открытая, и ее достоверность подтверждают авторитетные европейские специалисты.
В абсолютных показателях Москва с 1990 года сократила свои выбросы парниковых газов более чем на 20 миллионов тонн СО2. Это огромная цифра сравнимая с объемом выбросов парниковых газов трех европейских городов.
Столица уже сейчас достигла показателя снижения эмиссии СО2 в 25 процентов от уровня 1990 года, установленного Президентом страны. До 2030 года нам нужно добиться снижения до 30 процентов.

- Можете ли вы назвать пять основных мер, которые надо предпринимать, чтобы сделать город более климатически нейтральным? 

Нужно решать все типичные экологические проблемы мегаполисов. На сокращение выбросов парниковых газов положительно влияет всё то, что в целом полезно для окружающей среды и здоровья жителей.
Во-первых, это ресурсосбережение, энергосбережение. Чем больше потерь тепла и электроэнергии, тем больше топлива мы сожгли зря, тем больше произвели выбросов СО2. У Москвы такой показатель как энергоемкость валового регионального продукта снизился больше чем на 30% за десять лет. В приоритете проекты строительства новых зданий и промышленных сооружений, у которых показатели энергоэффективности выше, чем у капитальных объектов предыдущего периода. Например, по программе реновации в Москве вновь строящиеся дома имеют класс энергоэффективности существенно выше, чем раньше. 
Ещё одно ключевое направление — экологизация автотранспорта, и здесь мы видим два мейнстрима. Первый — развитие и повышение комфортности общественного транспорта. Это и метро, и наземный транспорт, и железнодорожный транспорт, например   Московское железнодорожное кольцо. Второй — электрификация, которая позволяет при нашей централизованной экономичной и экологичной энергетике делать сферу наземных пассажирских перевозок близкой к климатической нейтральности. Москва заявила почти три года назад о планах по постепенной замене на электробусы парка общественного автомобильного транспорта и ежегодно закупает новые партии электробусов. А замена каждого дизельного автобуса на электробус позволяет уменьшить выбросы углекислого газа в окружающую среду на 60,7 тонны в год!
В-третьих, такое ключевое направление, как сохранение естественной природы и озеленение. Количество и качество зеленых насаждений в городе влияет на объем поглощения парниковых газов. И не только! 22 мая ВОЗ представила экспертно-аналитический доклад, где показывает, как сохранение биоразнообразия и естественной природы без следов вмешательства человека вносит вклад в сохранение здоровья населения. 
Москва развивается интенсивно. Градостроительное развитие — всегда большой риск для природы. Но, по меньшей мере те особо охраняемые природные территории города, которые у нас были, мы сохраняем. Более того, в прошлом году образовано ещё 26 новых территорий. Сейчас суммарная площадь ООПТ столицы достигла почти 19,5 тысяч гектар. Это очень хорошо для города, далеко не каждый мегаполис может таким похвастаться. 
В-четвертых. Отдельно надо сказать об озеленении. Озелененные общественные пространства, хоть и не являются естественными природными массивами, тоже выполняют важную роль, потому что опять-таки, деревья, трава, цветы улучшают здоровье, настроение людей, формируют более благоприятный микроклимат, и, с другой стороны, поглощают углекислый газ. 

- И всё-таки у жителей Москвы есть мнение, что в городе недостаточно зеленых насаждений (которые выполняют функцию связывания СО2 и осаждения мелких частиц из атмосферы), есть жалобы на вырубку деревьев. 

В Москве действует закон о компенсационном озеленении. В городе вырубка не запрещена, потому что город всё-таки строится. Но есть обязанность восстанавливать озеленение, сажать новые деревья и кустарники взамен утраченных. Закон говорит, что вырубленные насаждения надо компенсировать либо на том же участке в пропорции 1:1, либо на ближайших территориях в пропорции 1:2. В условиях города важно обеспечивать также безопасность людей, не допускать наличие аварийных деревьев, которые могут упасть при сильном ветре.
При этом людям, конечно, всё равно трудно смириться с вырубками, потому что именно эта конкретная липа или каштан им привычны, любимы, составляют часть особой атмосферы их двора. То, что на некотором расстоянии будет высажена какая-то компенсация, утешает не сильно. У них возникает ощущение, что зелени становится меньше. 
Невозможно остановить развитие города, часто это сопряжено с вырубкой деревьев, но такой закон — гарантия поддержания баланса зеленых насаждений, он важен, чтобы не терять озелененность города в целом. Сегодня почти половина территории города - это либо сохранившаяся естественная природа, либо озелененные территории. Это самый высокий показатель озелененности среди всех европейских городов.

- Вернемся к пяти направлениям работы над климатической нейтральностью. Осталось последнее — пятое?

Да, и наконец, пятое направление — это отходы. Это увеличение доли вторичной переработки мусора. Это такие технологии работы с полигонами, чтобы не было эмиссий загрязняющих веществ, это безопасные методы утилизации, и в целом совершенствование работы с отходами. Москва сегодня полностью обеспечила для своих граждан доступную инфраструктуру для раздельного сбора.

- А что из этих направлений для Москвы самое значимое?

То радикальное снижение выбросов парниковых газов, о котором я говорила, было сделано благодаря модернизации энергетики и экологизации автотранспорта. 
Невероятный скачок на пути к климатической нейтральности удалось реализовать в системе энергетики Москвы, которая, кстати, вносит вклад порядка 80% в общий объем наших выбросов парниковых газов. Например, был модернизирован целый ряд теплоэнергетических станций, там появились современные, самые эффективные парогазовые установки. Борьба с потерями тепла, которая проводилась за последние годы, тоже дала значимые результаты. 

- Москва нагревается больше, чем, например, окружающее ее Подмосковье — столица испытывает так называемый «эффект теплового острова». С этим можно вообще что-то сделать?

Остров тепла — явление, характерное для всех городов мира, особенно холодных городов, где зимой осуществляется центральное отопление. Проявляется это в том, что есть разница между температурами в центре города и в пригороде на 5-6, а иногда и на 8 градусов ниже. 
Действительно, как вы заметили, город нагревается. Есть и связанные с этим положительные эффекты, например, подобная бризовой циркуляция воздушных потоков. То есть в направлении из центра на периферию возникает перенос воздушных масс, который способствуют очищению городской атмосферы. Но всё-таки эффект больше отрицательный: в условиях потепления климата и так растут температуры, а добавляя к этому эффект острова тепла, мы чаще получаем аномальную жару. А жара опять-таки напрямую действует на показатели здоровья жителей и даже повышает риск смертности в определенных группах. 
Чтобы смягчить эффект острова тепла, необходимы специальные подходы к пространственно-территориальному планированию. Не должна быть вся территория «запечатанной» искусственными покрытиями. Обязательно должны быть зеленые массивы и парки, потому что в них температура, как правило, ниже, чем на заасфальтированной территории. В небольшом парке прохладнее на два-три градуса, а в большом массиве, таком как Битцевский лес или Измайловский парк, и на все 5-6 градусов. Зеленые зоны компенсируют излишний нагрев поверхности и создают более здоровый «климат» в масштабах города. Общественные пространства с зеленью, фонтанами также способны компенсировать проявления острова тепла. 

- Судя по вашим словам, борьба с изменениями климата идет в Москве успешно и гладко. Но ведь наверняка это не так, и есть проблемы?

В последние два года из-за экономических трудностей в связи с пандемией почти не улучшается показатель количества более экологичного личного транспорта, в том числе электротранспорта. Хотя приняты меры, компенсирующие разницу в стоимости электромобиля и схожего по классу автомобилей на  мы даем серьезные преференции, электромобиля на бензиновом или дизельном двигателе, - это обнуление стоимости парковок для электромобилей, транспортного налога, - их пока еще покупают крайне мало.
Ну и вообще, чем больше Москва достигает в плане сокращения выбросов, будь то загрязняющие вещества или парниковые газы, тем острее встает вопрос: а что делать дальше, где найти дальнейшие резервы? Те города, которые в начале пути по сокращению выбросов — у них всё впереди. А города, которые уже много сделали, находятся в постоянном поиске новых решений, как улучшать ситуацию дальше. 
К тому же мы находимся в такой экономической ситуации, что целесообразность возможных действий нужно проверять через призму финансов. Меры, которые могут потребоваться для дальнейшего сокращения выбросов парниковых газов — насколько они экономически оправданы? Поэтому сейчас главная задача — найти во всех отраслях экономики города те самые экономически оправданные и экологически и климатически выгодные пути. Сейчас мы ведем большую научно-исследовательскую работу по этому направлению.

- Недавно стало известно, что Москва впервые попала в «Лист А» городов мира в области борьбы с климатическими изменениями. Что это такое и какие бонусы от участия в этом списке?
C40 — добровольное объединение  мировых городов,  разделяющих приверженность цели снижения антропогенного воздействия на климат  (Cities Climate Leadership Group), городов -лидеров. Москва — единственный город в Российской Федерации, который является официально представленным в организации C40. Вот именно там действия Москвы оценены высоко. «А» означает наличие подтвержденных достижений и активность города в достижении поставленных целей. 
Благодаря эффективной климатической политике, а также благодаря результатам по улучшению экологии города Москва была приглашена в 2018 году в объединение Urban 20. Все эти города вместе прорабатывают предложения для формирования  политики и стратегий развития в целях улучшения качества окружающей среды и климата, ежегодно принимают совместные коммюнике по приоритетам развития и представляют их в G20. Своим присутствием в G20 все эти города заявили о неравнодушии к проблемам климата и окружающей среды и о готовности формировать свою политику с учетом приоритетности этих целей. Москва занимает достойное место в мире среди лидеров экологической и климатической повестки.

Поделиться
Все мнения