Андрей Шлапак уже более 15 лет ходит на судне во льдах Арктики. Он проводит половину календарного года в холодных морях. Капитан дальнего плавания видит своими глазами то, что обыватель может разглядеть только на фото и картинках: гигантские айсберги, полярные ночи, страшные метели. Что скрывает таинственная Арктика и правда ли, что лед в зонах «вечной мерзлоты» тает со скоростью света? Ответы на эти вопросы вы можете прочитать в материале «Экологии России». 

Правда ли, что в Арктике всегда «звенящая» тишина? 

Арктика – непростой регион для работы. Тут большинство времени лед, полярные ночи, темнота и так далее. Зимой метели и вьюги. Так как мы работаем не на полярной станции, а на судне, то находимся постоянно в движении. Поэтому нас почти всегда преследуют какие-то звуки, например, лед трещит. Знаете как это шумно? Я так скажу: за последние 10 лет здесь сильно развилось судоходство, мы больше не одни. Поэтому «звенящей» тишиной здесь и не пахнет. То есть так все интенсивно развивается, что в Арктике уже как на Бродвее.

Говорят, что Арктика тает с огромной скоростью. Правда ли, что там льда становится меньше?

Если это и происходит, то для глаз обывателя это незаметно. Я в этом регионе работаю более 15 лет. Здесь такие зимы суровые, что ни о каком глобальном потеплении с бытовой точки зрения не может быть и речи. Возможно, многолетние льды, которые ближе к Северному полюсу, то есть общий массив, может сокращаться, но лед, в котором мы ходим на судах, он из года в год «тяжелый». Например, прошлая зима была одной из самых сложных. Поэтому здесь глобальное потепление звучит как шутка. Для судоходства это не заметно, нет ни плюсов, ни минусов от этого. Это больше к науке относится. 

А есть ли проблема с мусором в водах Арктики? 

Все морские суда относятся к международному классу. Они попадают под международное законодательство, а судоходство – под международные природоохранные конвенции. Поэтому с морских судов загрязнений для окружающей среды нет. В рамках сокращения выбросов серы, которая сгорает вместе с топливом, Россия среди первых перешла на новый вид топлива. Но так как мы ходим из порта в порт и не заходим на необорудованные берега, то мы не видим всей картины. По общей информации, берега стали более замусоренные, чем раньше. Но это идет не от существующих судов. Это последствия активного освоения этих территорий. Скорее даже, это остатки.  

Нужно ли человеку и дальше развивать Арктику или лучше оставить природу в покое?

Арктику нужно развивать, потому что это геополитический козырь для России. Кроме того, это что-то эксклюзивное, а еще короткий путь с Востока на Запад. Если развивать Арктику, то это откроет большие возможности. Безусловно, арктический туризм – тоже хорошая идея. Тут такие красоты, которые до сих пор недоступны людям. Здесь же не только все льдами скованно, есть период, когда их нет. Все эти архипелаги, которые находятся на Новой Земле, та же самая Земля Франца–Иосифа, становятся доступны. Если все это бережно развивать, то это огромный плюс для жителей нашей страны. Ну и развитие атомного ледокольного флота в целом поднимет авторитет России в мире.  

Кто на данный момент настоящий хозяин Арктики? Человек или пока еще природа? Какие ваши прогнозы?

Как бы не был человек умен и силен, природа все равно сильнее. Пока все идет к тому, чтобы обуздать стихию и взять все под контроль человека. Но сегодня человек еще не создал те ледоколы, которые круглогодично могут обеспечить транзит судов. Суровое место, не понаслышке все знаем, столько ситуаций тут было. Как у нас говорят, Арктика ошибок не прощает. Здесь ко всему нужно очень серьезно подходить и относиться, потому что очень суровый регион, низкие температуры, полярные ночи. Человек здесь подвержен большому воздействию. Я бы сказал, что пока все еще развивается. Люди еще не до конца подчинили Арктику. К чему-то приспособились, но не подчинили. Природа делает то, что хочет. Но тем интереснее. 

Поделиться
Все мнения