Во Франции и в США набирает популярность направление экосупервайзинга. Эксперт по экологии оптимизирует процессы логистики, готовит площадку, декорации и свет, организует раздельный сбор бытового и строительного мусора, составляет меню актеров, а также вместе с гримерами подбирает натуральную косметику. «Экология России» пообщалась с представительницей этой необычной профессии в России Марией Чубаровой. 

Российские режиссеры в беседе с нашим редактором рассказали, что у них нет денег на экологическое сопровождение съемок. Сильно ли нужно увеличить бюджет съемок?

По поводу бюджета – спорный вопрос. Чтобы снять углеродно-нейтральный фильм, в конце съемок нужно компенсировать углеродный след. Это в любом случае увеличение бюджета. Но если вы все-таки хотите снять углеродно-нейтральный фильм, то вам надо оптимизировать свой проект, чтобы от него не остался большой углеродный след. Тогда вам не придется так много платить. Здесь уже совсем другая цель у продюсера или PR-компании фильма. Речь не о том, чтобы сделать что-то экологично, а создать комплексный подход к экологичным съемкам фильма. Пока для России это новое, к этому еще не все готовы. 

А экономия от экологичного подхода на съемках получается? 

Я бы сказала, что с точки зрения заботы, так как экономия бюджета происходит не на всех этапах. Если пройтись по чек-листу экосупервайзера, то у нас в России некоторые практики и так есть, потому что они экономят бюджет. Например, возьмем логистику. Экосупервайзер проверяет все транспортные средства, все передвижения команды, перевозки груза. Это нужно для того, чтобы посчитать расходы топлива, выбросы в атмосферу. В чек-листе говорится, что нужно сокращать поездки, уменьшать количество транспорта и многое другое. У нас это делается для экономии, чем меньше в себя машина забирает, тем меньше ты платишь.

Если не секрет, какие фильмы в России уже были сняты экологично? 

В России еще ни одного фильма не было снято с учетом всех принципов экопродакшена. У нас нет ни одного углеродно-нейтрального фильма. Но встречаются точечные практики сохранения окружающей природы во время съемок путем введения раздельного сбора мусора на съемочных площадках, передачи костюмов на благотворительность после завершения съемок фильма. Такие вещи есть, но целостного подхода нет, поэтому пока все впереди. 

Как наши деятели киноискусства относятся к экологическому сопровождению киносъемок? На Западе много приверженцев экологического образа жизни, даже среди голливудских звезд, а у нас? 

В России есть звезды, которые поддерживают экотематику, причем в разных проявлениях. Если переключить внимание этих людей на то, что они делают в процессе создания контента, то это очень помогло бы. В Голливуде все началось с одного режиссера, который в 2009 году согласился снять новый фильм при условии, что в команду наймут экосупервайзера, и она будет помогать во время съемок.

Наличие экосупервайзера утверждено законом или это пожелание каждого режиссера?

В чем отличие Голливуда от других. Во многих странах это чисто государственная история, то есть появление своих «зеленых» киносоюзов было проспонсировано государством. А в США все пошло от больших кинокорпораций, которые начали делать устойчивое развитие своей повесткой. Таким образом образовалась «Green Production Guide», у которой есть свои чек-листы, калькуляторы и у них есть награда «EMA» – это такая зеленая или золотая печать, которая выдается фильму за то, что во время съемок были выполнены все условия по чек-листу. Например, в 2020 году студия Disney получила эту печать по 50 проектам. 

Когда в России начнут снимать фильмы под присмотром экосупервайзеров?

Эта повестка у нас есть, и она неизбежна. Я думаю, что с развитием экопросвещения в стране должен появится спрос на экосупервазеров и у наших продюсеров.  У нас все еще впереди. Наш проект говорит об этом комплексном подходе к съемкам в течение года, это небольшой срок, но спрос появляется. 

Где можно выучиться на экосупервайзера? 

У меня есть образование в сфере кино. Далее именно экологии я училась в российской эко-школе. А потом по открытым онлайн-уроком двух зарубежных компаний – канадской «Real Green» и британской «Albert». 

Поделиться
Все мнения