Согласно масштабному онлайн-исследованию, две трети (66%) опрошенных представителей поколения Z (они же «зумеры») признали, что они обеспокоены экологическими проблемами, значительная их часть участвует в конкретных экологических акциях.

Исследование было проведено социальной сетью «ВКонтакте» при методологической поддержке Высшей школы экономики.

Поколением Z, или же зумерами, социологи называют молодых людей, родившихся с 1995 по 2010 год. Это первое поколение, полностью сформировавшееся под влиянием гаджетов и соцсетей, и социологи отмечают значительную разницу между «зумерами» и более старшими людьми в том, что касается ценностей, привычек, образа жизни и мысли.

Для исследования социальная сеть «ВКонтакте» в общей сложности опросила больше 10 тысяч человек в возрасте от 14 до 24 лет.

В целом около 66% опрошенных «зумеров» волнуют экологические проблемы. Это намного более высокий показатель, чем среди взрослого населения или среди россиян в целом. Так, данные исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Фондом национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) в августе 2020 года, говорят о том, что в целом 25% россиян обеспокоены экологическими проблемами. Как мы видим, разница между показателями огромная — молодые люди думают о вопросах охраны природы примерно в два с половиной раза больше!

При этом проблема экологии несколько больше беспокоит женскую часть «зумеров»: 36,3% девушек считают ее важной, при этом среди юношей такого же мнения придерживаются 32,5%.

По данным исследования, большинство респондентов подтверждают свои слова конкретными действиями: 40,3% опрошенных участвуют в субботниках или уборке территории, 40,4% опрошенных экономят воду, 38,4% участников исследования используют энергосберегающую бытовую технику, а 36% осознанно экономят электроэнергию. Также важно, что 43,5% респондентов рассказали: покупая какой-либо товар, они ориентируются не только на цену и качество, но и на то, насколько он экологичен.

Отдельно стоит отметить количество представителей поколения Z, которые у себя дома наладили сортировку мусора, сдачу вторсырья и опасных отходов (батареек и т. п.) — все эти действия совершают почти 30%.

Показательно, что, по словам директора ФНЭБ Константина Симонова (его комментарий приводят «Ведомости»), исследование ВЦИОМ и ФНЭБ выявило такой тренд: до пандемии коронавирусной инфекции людей, готовых жертвовать своим потреблением, в стране в целом было больше. А сейчас взрослые россияне стали более внимательно относиться к уровню своего комфорта и не готовы идти на жертвы ради абстрактных целей, к каковым относится, по их мнению, спасение природы.

А вот «зумеры», которые в целом не склонны к безудержному потреблению и более равнодушно относятся к вещам, как показало исследование вКонтакте — готовы ради спасения природы покупать меньше и выбирать экологичные альтернативы.

Кроме того, примечательно, что обеспокоенность экологией и собственным здоровьем связана с ориентацией на ожидания родителей и друзей. «Проблема экологии сильнее волнует тех, кто боится не оправдать надежд окружающих: 36,4% из них считают охрану природы очень важной, 35,3% — важной, 21,8% — нейтральной, 4,9% — неважной, 1,7% — совсем неважной. Среди тех, у кого нет страха подвести близких, доли «очень важно» и«важно» меньше (30,4 и 33,5%), а «нейтрально», «неважно» и «совсем неважно» — больше (24,8; 8,6 и 2,7% соответственно)», — говорится в обнародованных выводах по итогам исследования.

Фото: pixabay

Инфографика: ВКонтакте совместно с НИУ ВШЭ

Поделиться




Все мнения