Дискуссия о национальном проекте «Экология» прошла 25 ноября в столице в рамках семинара «Экотуризм и социальное предпринимательство, как точки взаимодействия заповедных территорий и местного населения».
Эколого-просветительский центр «Заповедники» собрал представителей 12 заповедников и национальных парков, а также одного природного пара из разных уголков страны, а также партнеров ООПТ из числа местных жителей — ремесленников и предпринимателей. АНО «Экспоцентр «Заповедники России» организовало знакомство участников семинара с федеральным проектом «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» (составная часть национального проекта «Экология»).
«Помочь многим ООПТ реализовать капиталоёмкие природоохранные программы сможет входящая в нацпроект «Экология» инициатива «Бизнес и Биоразнообразие». Она направлена на экологическое просвещение коммерческих организаций и взаимодействие с ними, включая, в том числе, научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение подготовки программ сохранения биоразнообразия для коммерческих организаций. Инициатива будет привлекать внебюджетные средства (прежде всего средства крупных предприятий сырьевой и энергетической отраслей) на мероприятия по сохранению, восстановлению и реинтродукции редких видов животных и другую помощь ООПТ», — рассказала главный специалист отдела информационно-аналитического сопровождения АНО «Экспоцентр «Заповедники России» Анастасия Мирсанова.
Эксперт в области социального предпринимательства, владелец нескольких эколого-социальных бизнес-проектов (тесно связанных с ООПТ) на Алтае, Вячеслав Мерлушкин, убеждён, что только социальное предпринимательство может эффективно решать проблемы сельской местности. Что касается ООПТ, социальный бизнес способен решить проблемы как природы, так и людей.
В.Мерлушкин предложил участникам семинара стратегию создания социального бизнеса, основанную на внедрении проектного подхода, наилучших практик менеджмента. «Большинство проблем на сельских территориях связаны не с экономической ситуацией, а с тем, что люди сами скисли и потеряли энтузиазм. Мы обучаем их снова обретать надежду и делать что-то социально полезное», — рассказал предприниматель. Он обратил внимание на то, что ООПТ координирует предпринимателей и осуществляет межсекторное взаимодействие. А социальные предприниматели формируют поддерживающее сообщество вокруг себя. Так местные жители превращаются из наблюдателей или противников в друзей заповедника или национального парка.
Марина Грицун, куратор проекта «Большая Валдайская тропа», председатель Совета Союза организаторов детского активного туризма и создатель детского проекта «Остров Героев», акцентировала внимание участников семинара на том, как развивать возникший экотуристический проект. Она призвала инициативных общественников активно взаимодействовать с государством и спонсорами. «Туризм на ООПТ — это социальная история, это улучшение жизни людей в долгосрочной перспективе, а также региона в целом. И мне кажется, это основной аргумент при общении с властями и запросе поддержки», — подчеркнула она. По словам М.Грицун, умение полноценно проектировать, оформлять свои идеи очень важно. Зачастую экотуристический продукт является неосязаемым, непереводимым на язык бизнеса. Он приносит не традиционную для рынка «добавочную стоимость», а так называемую «добавочную ценность». «И эту добавочную ценность нужно уметь считать и объяснять органам власти, инвесторам, спонсорам», — говорит создательница Большой Валдайской тропы. Кстати, это как раз проект, обладающий большой добавочной ценностью: благодаря Тропе, оживает туризм в регионе, через 3 года, как ожидается, турпоток в местах прохождения тропы вырастет на 100 тыс. человек.
Также своим опытом создания эколого-туристических проектов и вовлечения местного населения поделились Катунский заповедник, Сочинский нацпарк и другие ООПТ.
«Этот семинар, в первую очередь, позволяет ООПТ получить не только новые знания, но и поддержку горизонтальных связей, — резюмировала директор АНО «Экоцентр «Заповедники» Наталья Данилина. — Он направлен на то, чтобы получить больше новых друзей. Так создается система реальной работы, которая позволит получить множество пусть небольших, но успешных эколого-туристических проектов».
Семинар проводится при поддержке гранта Президента России, выделенного Фондом президентских грантов. В общей сложности он будет проходить на протяжении 9 дней и обеспечит участникам полное, многомерное погружение в тему экологического туризма на ООПТ.
25 ноября 2019