Технологии

Беспилотник для исследований в Арктике разработан в МАИ

Беспилотный аппарат самолётного типа «Цимлянин» предназначен для мониторинга погоды в арктических широтах

Беспилотник для исследований в Арктике разработан в  МАИ
Фото: Фото mai.ru

Специалисты Московского авиационного института и Института физики атмосферы имени А.М. Обухова РАН уже провели лётные испытания.

Одна из задач беспилотника – изучить турбулентную структуру пограничного слоя атмосферы – нижней части газовой оболочки нашей планеты. Также он сможет довольно быстро отслеживать и прогнозировать ледовую обстановку вдоль Северного морского пути и в акваториях северных портов России.

Сейчас исследователи проводят эксперименты по сбору информации с помощью беспилотника и передаче её на наземные пункты, а также занимаются изучением энергообмена над полыньями и разводьями, которые образуются на полях морского льда. В дальнейшем планируется разработка математической модели и программного обеспечения, повышающих точность метеорологического прогнозирования в Арктике.

Особенно актуально использование беспилотников в труднодоступных районах, где немногочисленные метеорологические и аэрологические станции располагаются на большом расстоянии друг от друга. Именно такая проблема существует сейчас в Арктике: точность прогноза погоды здесь оказывается существенно ниже, чем в средних широтах.

«Основное назначение аппарата «Цимлянин» – измерение с высокой частотой влажности, температуры и определённых параметров ветра на разных высотах в пределах 1,5 км от поверхности земли или морского льда, так называемой подстилающей поверхности, – рассказал руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Института физики атмосферы имени А. М. Обухова РАН Дмитрий Чечин.

О технических преимуществах сообщил заместитель директора центра «Беспилотные летательные аппараты» МАИ Максим Калягин: « В первую очередь, это мягкий и контролируемый режим взлёта и посадки, что снижает риск повреждения дорогостоящей аппаратуры на борту. «Цимлянин» не требует специальных взлётно-посадочных площадок, что облегчает его использование в условиях Арктики». Кроме того, сведены к минимуму помехи от работающих винтов для датчиков аппарата. Некоторые из метеорологических приборов, установленных на его борту, являются уникальными и разработаны специально для данного беспилотника.

Специалисты Московского авиационного института отвечали и за электронную «начинку», позволяющую получать, обрабатывать и запоминать информацию с датчиков, передавая её в реальном времени на наземные пункты мониторинга.

Как сообщает сайт разработчика, работа над аппаратом велась совместно с Институтом теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения РАН и Центральной аэрологической обсерваторией.

 

Еще по теме