Экология

Экологично? Дорого! Повышение цен затруднило переход на газомоторное топливо

«Союз предприятий газомоторной отрасли» (СПГО) пожаловался президенту РФ на проблемы с переходом автопарка на газ. В отрасли наблюдается серьезный кризис, который может привести к радикальному замедлению развития. Представители СПГО отмечают сложность процедуры переоборудования автомобилей из-за новых требований и несогласованности действий госструктур. Кроме того, интерес к экологичному топливу уменьшается из-за резкого роста цен на пропан-бутан.

Напомним, в июне президент, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, ещё раз озвучил тезис о том, что природный газ является экологичным и полезным для климата топливом. «Если мы говорим о таком источнике, как газ, для мировой экономики, давайте не будем забывать, ведь это самый оптимальный, самый востребованный продукт на достаточно большой, длительный период перехода к "зеленой" энергетике», – цитирует слова Владимира Путина РИА Новости

Ещё в 2006 году Путин подчеркивал, что для России массовый переход автомобилей на газомоторное топливо важнее, чем рост количества электромобилей, в том числе по экологическим причинам. В период перехода к «зеленой» энергетике, пока в мире ещё не существует достаточного количества электростанций, способных производить чистую и углеродно-нейтральную энергию, массовый переход на электромобили может сослужить миру плохую службу. Ведь прежде чем зарядить электромобиль электричеством, его для начала надо выработать, а значительная доля его вырабатывается на экологически грязных мазутных и угольных электростанциях. Получается, что вредные выбросы вместо машин осуществляют ТЭЦ.

Ученые подсчитали, что газ в 4-5 раз экологичнее бензина. Тяжелых металлов и окиси углерода в выхлопе автомобиля на газу нет, других вредных веществ намного меньше, чем при сжигании бензина или солярки. Содержание углекислого газа в выхлопе также приближается к нулю: это означает, что газ ближе к климатической нейтральности, чем любое другое углеводородное топливо.

Тему использования природного газа в качестве моторного топлива Владимир Путин поднимал за последние годы не единожды, «продвигая» экологичность голубого топлива на совещаниях с правительством и в различных своих выступлениях. В 2013 году Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, по которому половина общественного транспорта страны должна была за несколько лет перейти на газовое топливо.

Если судить о популярности газомоторного топлива у руководства страны, мы уже давно должны были все ездить на газу. Однако это не так. Сегодня большинство транспорта, переоборудованного под газомоторное топливо – это автобусы, и на всю страну всего около 600 газовых заправок. Хотя к газу интерес высокий, особенно со стороны таксистов и дальнобойщиков, так как этот вид топлива не только экологичнее, но и гораздо экономичнее бензина и дизеля. 

Отечественный автопром занимается выпуском автомобилей на газу, но спрос на них не особенно радует. Продажи автомобилей на газу за последние пять лет, конечно, выросли в 5 раз, но в 2016 году доля этого рынка была всего 0,5%, сегодня – 2,6%. Это слабый показатель. 

«В теории заинтересованы в этом все. Газ во всяком случае дешевле, чем бензин и дизельное топливо. К тому же это экологически чистое топливо. Переводом автомобилей на газ можно решить большую часть экологических проблем. Однако за последние 4 года было выпущено всего 10 тыс. Lada Vesta на газу. И это не потому, что они не могут сделать больше. А потому что такой спрос. Он легко просматривается через спрос на баллоны. Весь годовой рынок в стране оценивается всего в 10 тыс. баллонов», – отметил в эфире радио Sputnik Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». 

Несмотря на все плюсы газа, отрасль практически не развивается. По мнению Артема Данилова, исполнительного директора Союза предприятий газомоторной отрасли, для этого сегодня можно выделить две основные причины. 

«Кризис в отрасли есть. Первая причина – экономическая, вторая – бюрократическая. Зафиксирован резкий рост цен на пропан-бутан. Это просто убило мотивацию автовладельцев. Если бы разница между ценой газа и бензина была бы равна 40-50%, люди выстраивались бы в очередь, чтобы сэкономить. Но разница эта уменьшается, и стоимость установки газового оборудования просто не окупается в ближайшие годы», – рассказал Артем Данилов в эфире радио Sputnik.  

Если говорить про бюрократию, то эксперт уверен: к этой причине привело недавнее вступление в силу ГОСТа, который требует, чтобы переоборудованный автомобиль обязательно привозили в аккредитованную испытательную лабораторию. Раньше эксперты могли принять такой автомобиль по декларации, выданной в сервисе.  

«Мы находимся на таком уровне развития, при котором каждое ведомство живет не для того, чтобы что-то продвинуть, а чтобы обложиться регламентами. Первая программа по переходу на газ была принята еще в 2013 году. За это время появилось 530 газонаполнительных компрессорных станций. За это время в Италии, где никакой программы не было, появилось 1,5 тыс., в Иране – 2,5 тыс. Если приедете в Узбекистан, то там они на каждом углу», – жалуется Максим Кадаков. 

«Это проблема достаточно общая. Здесь вопрос о применимости тех или иных положений технического регламента Таможенного союза. Мы от Союза предприятий газомоторной отрасли отправили в правительство свои предложения по преодолению кризиса. Основная проблема в том, что у нас недостаточно испытательных лабораторий. Сейчас на всю страну их 26 штук», – отметил, в свою очередь, Данилов. 

Одно из таких предложений – восстановить Специализированную рабочую группу по газомоторному топливу, которая бы координировала все вопросы развития отрасли газомоторного топлива. Сегодня в России каждое решение в этой сфере зависит от 6-8 разных ведомств, что создает несогласованность при межведомственных взаимодействиях. Рабочая группа позволит обеспечить быструю и эффективную координацию действий всех структур.

Сегодняшний кризис газомоторной отрасли может привести к тому, что переход на экологичный вид топлива затянется надолго. Тем не менее заинтересованность в развитии этой отрасли есть как у автолюбителей, так и у правительства. А значит, возможно, голубое топливо всё же преодолеет кризис и появится на большей части российских заправок.

Фото: markusspiske – pixabay.com

Еще по теме