Росприроднадзор проводит масштабную инспекцию предприятий по добыче золота. Предметы проверок, в частности, – самовольное пользование недрами, оценка загрязнения водных объектов и почвы. Как выяснилось, проверяющим рады далеко не везде.
По словам главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, необходимость проверок подтверждает происшествие на золотодобывающем предприятии «Сисим» в октябре 2019 года в Красноярском крае. В результате прорыва дамб был разрушен вахтовый поселок, погибли 20 человек, а 23 человека получили травмы различной степени тяжести.
С начала года только в Сибири экологи выявили 78 фактов загрязнения рек там, где работают золотодобывающие предприятия. Один из самых резонансных случаев последних месяцев – в Бурятии на россыпи золота произошел прорыв технологической дамбы. В результате технологическая вода попала в реку Джида – приток Байкала.
Фото: vk.com/gosstroijilnadzorВ начале ноября в Красноярском крае река Мана окрасилась в бледно-желтый цвет и помутнела. В Минприроды региона сообщили: выше места загрязнения расположено предприятие, которое занимается добычей россыпного золота. Инспекторы установили, что нерадивые природопользователи решили спустить отстойники в конце сезона добычи.
Фото: vk.com/krasnoyarsk_krayВ сентябре жители Баймакского района Башкортостана вышли на митинг против запланированной в муниципалитете разработки месторождения золота. Активисты заявили, что работы могут нанести вред окружающей среде, в частности, снизить качество питьевой воды.
«Добыча золота – достаточно привлекательный вид деятельности сегодня, потому что он дает быстрый экономический эффект. При этом такой бизнес в России часто неофициальный и совершенно не экологичный, – рассказал сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ» эколог Андрей Пешков. – Перепаханная материнская порода, уничтоженный плодородный слой восстанавливается веками. Это масштабное экологическое преступление, которое, к сожалению, сегодня имеет место во многих регионах страны».
Золотодобытчики промывают руду и песок, а после промывки могут сбрасывать взвесь обратно в реку. Мутный шлейф тянется на десятки километров вниз по течению. Это вредит местным жителям – они не могут рыбачить и использовать воду из реки; а также сокращаются рыбные запасы – рыба предпочитают прозрачную воду. На участках золотодобычи, где работает тяжелая техника, остаются огромные лунки – таким рекам понадобятся десятки лет, чтобы прийти в исходное состояние.
Проверки Росприроднадзора
О масштабных проверках золотодобытчиков в Росприроднадзоре объявили в конце августа этого года. До конца года ведомство планировало сделать до 100 выездов на прииски и в артели.
Но в ноябре в Росприроднадзоре заявили: выполнить намеченный план в этом году не получится из-за сопротивления золотодобытчиков. Сдаваться в ведомстве не намерены: проверки продолжат в 2021 году, заявила Светлана Радионова. Более того, проходить они будут по еще более жестким правилам.
«Они [золотодобытчики] абсолютно четко саботируют [проведение проверок]. Мы видим совершенно варварские способы поведения. Я считаю, что, если вы препятствуете нам в проверке, а у нас есть для этого законное основание, вы должны быть наказаны намного жестче. Я сейчас буду выступать с инициативой, что вплоть до лишения лицензии, если вы препятствуете законному основанию», – сказала Светлана Радионова журналистам.
Инициативу Росприроднадзора готовы поддержать в Совете Федерации.
Ужесточение правил золотодобычи не отразится на честных предпринимателях, а вот недобросовестным дельцам получить доступ к недрам станет труднее, считает член экспертного совета при комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Маликов.
«Если рассуждать логично: предприниматель, у которого все в порядке и по закону, препятствовать проверкам не будет. Честные законопослушные предприниматели не пострадают от этого нововведения. А вот те, у кого есть нарушения, и кто не соблюдает те или иные нормы по охране природы, те, конечно же, будут скрываться и таких предпринимателей надо лишать лицензии», – считает Сергей Маликов.
Фото: vk.com/th_nk
Эксперты предрекают России золотой бум в 2021 году
В 2019 году Россия установила рекорд по объему добычи золота. Тогда драгоценного металла добыли и обработали больше 360 тонн. Это на 12% больше, чем годом ранее, и больше всего за всю историю золотодобычи.
И это только начало, заявил РИА Новости руководитель глобального управления операций на товарно-сырьевых рынках «ВТБ Капитал» Атанас Джумалиев. Новый рекорд может поставить уже 2021 год, считает эксперт.
Интерес к золоту растет на фоне падение доходов от нефти и газа. Чтобы хотя бы частично пополнить выпадающие доходы в казне, российские власти даже упрощают правила экспорта. Так, разрешен вывоз аффинированного (очищенного от примесей и взвесей) золота и серебра в виде слитков. До этого золотодобытчики могли экспортировать металл только по разовым лицензиям, которые привязывались к конкретным контрактам.
Спрос на золото будет расти, считают экономисты. А, значит, и новые прииски не заставят себя долго ждать. Экологи, в свою очередь, уверены: остановить этот процесс невозможно, но можно сделать его более упорядоченным. А для этого необходимо принять целый пакет законов.
Новые законы для золотодобывающей отрасли
«В первую очередь, надо понимать, что золотодобывающая отрасль делится на добычу рудного золота и добычу россыпного золота. Для получение первого, рудного, роется огромный карьер. А россыпное добывают путем промывки золотосодержащей породы. Поэтому все россыпные прииски стоят на берегах рек и используют воду в качестве главного инструмента работы», – рассказал сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ» российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов.
Эксперт указал, что именно добыча россыпного золота наносит самый большой вред природе. Страдают не только реки и их обитатели, но также прибрежные зоны и находящиеся поблизости леса.
«После золотодобытчиков остается изуродованный ландшафт и убитые реки, – рассказал эколог Андрей Пешков. – Само взмучивание воды (осадок, который остается в реке после промывки золотосодержащих пород) – приводит к тому, что в такой среде не выживает практически ничего. А если учесть, что такая добыча зачастую происходит с применением ртути, то по факту после таких работ мы получаем мертвую реку».
Добыча россыпного золота в России должна быть ограничена в первую очередь, считает Александр Колотов. Уже больше пяти лет он ведет мониторинг таких приисков: в этом году только в Амурской области было выявлено 123 факта загрязнения приисками водных объектов. А общая протяженность загрязненных участков составила 3921 километров.
«Статистику таких правонарушений мы ведем на сайте «Золотари.нет», – рассказал Колотов. – Золотари, кстати, совсем не от слова «золото». Так в старину называли ассенизаторов. Почему мы так назвали свой сайт – золотодобытчики ведут себя на реках так, что за ними в пору проводить генеральную уборку», – объясняет эксперт.
Фото: пресс-служба РосприроднадзораПроект экологической коалиции «Реки без границ», которая и запустила сайт, в этом году поддержали сразу несколько крупных общественных организаций, например, Фонд дикой природы (WWF) и Международный Социально-Экологический союз.
«Одно из наших общих коллективных предложений – введение моратория на выдачу лицензий на добычу золота на ненарушенных реках, – рассказал Александр Колотов. – Мы предлагаем не ограничивать работу существующих приисков, а остановить экспансию золотодобытчиков на реки, которые ими до сих пор не были тронуты».
Также необходимо ограничить число лицензий в отношении участков добычи россыпного золота, примыкающих к границам особо охраняемых природных территорий и в бассейнах рек, протекающих через эти ООПТ.
Для большинства регионов России добыча россыпного золота – это «овчинка, которая не стоит выделки», уверен Андрей Пешков. В той же Амурской области доля платежей золотодобывающих предприятий составила 0,2% доходной части местных бюджетов.
«А есть такие регионы, где запасы золота исчисляются килограммами. Но и там появляются новые месторождения. В итоге мы имеем: сидит какой-то частник, намывает себе золотишка на бутылку водки с закуской, а потом государство тратит миллиарды, чтобы компенсировать ущерб, нанесенный природе. Это должно быть исключено», – считает эколог.
Руководители многих регионов сегодня признают масштаб проблемы и принимают меры против этого на местном уровне. Например, в Кемеровской области отменили упрощенный порядок выдачи лицензий на золотодобычу.
И это правильное решение, уверен эксперт. Ведь именно низкий порог для входа в золотой бизнес и минимальное число документов, которые для этого надо собрать, чаще всего толкают тысячи людей перерывать реки и перекапывать леса в поисках пригоршни золотого песка.
Международный опыт золотодобычи
Проблемой вреда от золотодобывающих предприятий для окружающей среды сегодня озабочены не только в России, но и в других странах. Вот только решаются эти проблемы по-разному.
Например, Россия, Китай и Монголия начали добывать россыпное золото примерно в одно и то же время. Сейчас Китай и Монголия борются с добычей россыпного золота, в то время как в России ей дают режим наибольшего благоприятствования, говорит Александр Колотов.
«В Монголии, например, был принят закон по сохранению рек, который запрещает добычу любых полезных ископаемых в их долинах. А в Китае добыча рассыпного золота запрещена полностью. В итоге артели китайских старателей перекочевали в другие страны и сейчас очень неплохо себя чувствуют, в том числе, и на территории России. Многие из них, кстати, маскируются под вывесками разных русских ООО, хотя это чисто китайские производства», – рассказал эксперт.
«Золотари.нет» даже провели несколько таких расследований: снимали нелегальные прииски с дрона, фиксировали факты нарушения при помощи снимков со спутников. Однако такие материалы не являются доказательством в суде.
В итоге экоактивисты вынуждены направлять свои материалы в надзорные органы, а они уже, в свою очередь, организуют проверки и только после этого предъявляют артелям свои претензии. И эти вопросы также необходимо решать на законодательном уровне, уверены эксперты.
Кроме того, необходимо стимулировать предприятия к переработке золотых изделий. По данным Всемирного золотого совета, с начала XXI века уже около 30% золотых запасов было переработано, а не добыто на приисках. Такая альтернативная золотодобыча – это не только экономично, но и экологично.
Итоги проверки золотодобывающих предприятий Росприроднадзором обещают представить в следующем году. На основании полученной информации специалисты намерены подготовить изменения в законодательство. И уже сейчас понятно, что, вероятнее всего, они будут направлены на ужесточение правил в сфере золотодобычи.
Фото на обложке: AlexSava – istockphoto.com