Экология

Воздух, озеленение, отходы: экоактивисты Омска назвали «Экологии России» основные проблемы

Редакция «Экологии России» была в командировке в сибирском городе и, конечно, воспользовалась случаем, чтобы из первых уст узнать, какие экологические проблемы волнуют жителей Омска

Воздух, озеленение, отходы: экоактивисты Омска назвали «Экологии России» основные проблемы

Оксана Мироненко и Леонид Гаврильченко. Омск

Фото: "Экология России"

Мы встретились с двумя экологическими общественниками, которые согласились ответить на наши вопросы. Это общественный инспектор Леонид Гаврильченко и экоблогер Оксана Мироненко.

Они выделили три проблемы, которые, по их мнению, волнуют жителей. Что любопытно, проблема чистого воздуха актуальна, но не стоит так остро, как мы думали. Скорее, ситуация обращения с отходами вызывает большее беспокойство.

«Я бы не сказал, что чистый воздух – это  злободневная и актуальная тема, проблема решается. Стоит появиться сигналам на любой запах – и все реагируют, жаль только, что на село не обращают внимания… В первую очередь, обращает на себя внимание ситуация с полигонами и отходами, золоотвалами. Наши ТЭЦ работают на кузбасском угле. В день они перерабатывают примерно два железнодорожных состава угля, это, представьте, около 50 вагонов каждый. На сегодняшний день золы, шлака в Омске скопилось 85 миллионов тонн. А теперь подумайте, как эта зола отравляет почву, проникает в почву, переносится с грунтовыми водами», – поделился с нами Леонид Гаврильченко.

Оксана Мироненко подтвердила, что за воздухом пристально следят. Она лично посещала станции экомониторинга, смотрела, как работают лаборатории, как делают замеры. Жители всегда могут написать даже в мессенджер и, если наберется до пяти жалоб, городские службы выезжают на проверку. Бывает и такое, что запах есть, а по диагностике предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в воздухе не превышены.

«Я была в общественной палате, там как раз обсуждался вопрос перевода ТЭЦ на газ. Федеральные власти сообщали, что должна быть модернизация предприятий, но, видите ли, у них не хватает на нее финансов. Насколько мне известно, есть еще проблема изношенности канализационных сетей «ОмскВодоканала», которые тоже могут быть источником неприятного запаха. Этот вопрос тоже на этапе обсуждения», – рассказала Оксана Мироненко.  Еще Оксана упомянула проблему озеленения, она тоже волнует жителей: «Люди часто возмущаются, что неправильно произведена обрезка. Иногда, кажется, что просто срезали, и даже никакую экологическую экспертизу не провели. Такая проблема тоже есть».

Но система обращения с отходами по мнению двух участников нашего разговора привлекает больше всего внимания.

«Структуры недостаточно. Где-то нет нормальных контейнерных площадок. Конечно, хочется, чтобы было быстрее, но пока движемся потихоньку. Я сама пришла в эту тему три года назад, когда увидела Ленинскую свалку в районе Омска, она настолько меня поразила, что я решила поменять свое отношение к отходам. Теперь для меня – это не мусор, это ресурсы, которые могут получить вторую жизнь. Большое значение имеет рекультивация свалок, и не только городских, но и областных, насколько я знаю, ими займутся с 2026 года», – рассказала Оксана Мироненко.

Леонид Гаврильченко тоже обратил наше внимание на сельский Омск, в частности, его беспокоит проблема неконтролируемого выброса ядохимикатов.

«28 августа 2023 года мы выявили ртутьсодержащий ядохимикат. Грибники в лесу увидели красное пятно и сообщили мне как экологическому инспектору. Я начинал работу агрономом-семеноводом и сразу понял, что имею дело с ядохимикатом. На месте побывали все организации, но заключение еще ждем. Знаете, раньше ядохимикаты использовались для протравливания, но потом изменились подходы к здоровью человека и их запретили. А сейчас оставшиеся запасы выбрасывают, избавляются от них таким образом. Для всей Омской области это актуально», – рассказал Леонид Гаврильченко.  Сам Леонид живет в местечке Шербакуль и поделился с нами мыслями, что хотел сделать там экологически чистое поселение с органическим земледелием.

Мы, конечно, не могли не спросить, насколько власть прислушивается к экологическим общественникам, удается ли им быть услышанными.

«Я вначале никак не взаимодействовала с властью, самостоятельно изучала информацию, прошла и фанатизм в экологии, и радикализм, и писала не очень конструктивные тексты, а когда глубоко погрузилась в проблему и тему, поняла, что не все так просто. Могу сказать, что на нас все-таки реагируют. Допустим, контейнерная площадка, грязная, разбросан мусор на 100 метров вокруг. Я это вижу и пишу обращение в определенный сервис, прилагаю видео, фото, прошу решить вопрос, подписываюсь как неравнодушный житель города Омска. И что – среагировали, позвонили из госжилинспекции, сказали, что прижучили управляющую компанию, и, действительно, площадка была убрана. Естественно, эта ситуация потом повторилась. Но чтобы системно влиять, надо писать обращения через сайты, это все же бюрократия, не всегда хватает на это времени», – рассказала о своем опыте Оксана Мироненко.

На наш вопрос, почему бы экообщественникам не объединиться в одну команду, чтобы можно было распределить силы, нам рассказали, что среди экоактивистов присутствует соревновательный момент, конкуренция в экологии – а кто, лучше сделает, а кто станет большим лидером мнений…

Общественный инспектор Леонид Гаврильченко обратил внимание на компетенции: «Современному экоактивисту обязательно нужно иметь образование, чтобы подойти к власти и аргументировано доказать свою позицию. Общественники должны быть грамотными и бескорыстными, а не так, чтоб попиариться с целью проникнуть в круги, структуры. Вот, мы были на приеме у министра, просили создать институт общественных инспекторов в Омской области. Чтобы в каждом районе было, как минимум, два общественных инспектора и тогда оперативно будут решаться вопросы. Но это не нашло отклика. Когда будет авторитет, поддержанный администрацией, населением, нам всем будет проще работать».

Беседовала Ольга Стрелкова

Еще по теме