Отходы

История мусора российского в двух частях. Часть первая: от Рюрика до Екатерины Великой

Если вы отправитесь в Санкт-Петербург в окрестности Зимнего дворца, велики шансы, что экскурсовод или любящий историю таксист расскажет вам байку о том, как убирали строительный мусор после завершения работы над гениальным творением Ф.Б. Растрелли.

На дворе 1762 год. Горы строительного мусора завалили Дворцовую площадь. Ни тебе экскаваторов, ни тракторов. На уборку площади перед «Зимним» потребовалось бы немало сил и времени, если бы император Петр III не прибег к гениальной уловке: поручил объявить народу, что каждый может бесплатно взять оттуда все, что пожелает. Домовитые петербуржцы очистили площадь от мусора за несколько часов!

История обращения с мусором в нашей стране хранит немало подобных баек и интересных фактов. Редакция сайта «Экология России» задалась целью проследить, что делали с отходами на Руси, в Российской Империи, в Советском Союзе. Мы покопались в источниках и спросили нескольких известных современных историков.

В первой части нашего расследования речь пойдет об обращении с отходами со времен Древней Руси и до конца XVIII века. Во второй части мы поговорим о том, что делали с мусором в России в XIX и XX веках.

Мусор Древней и Средневековой Руси

В более ранние периоды истории Руси мусор сильно отличался от современного. Глина и дерево, текстиль из натуральных материалов, кожа, кости и объедки — основные составляющие отходов того времени.

Крестьянский быт древней, а затем и средневековой Руси подразумевал минимум мусора. Съедобную часть отходов использовали для кормления домашнего скота. Ещё часть отходов сжигали в печи. Выражение «не следует выносить сор из избы» имело буквальное значение — плохими и нерадивыми считались хозяева, которые ленятся разжигать печь, чтобы избавиться от мусора, и просто вышвыривают его за порог.


Вещи выбрасывали мало: чинили и переделывали, пока предмет не придет в полную негодность. Средневековый соотечественник бы не понял современного россиянина, избалованного перепроизводством. Как можно, например, купить одежду и отправить ее на помойку через год? Добротная и недешевая в производстве одежда из льна, шерсти, шелка, кожи носилась десятилетиями, часто ещё и передавалась по наследству. Нонсенсом было выбросить металлическое оружие или орудие труда, подкову, да просто пуговицу.

Журналист и историк Дмитрий Фост рассказал корреспонденту «Экологии России»: «В среднем течении сибирской реки Индигирки есть изолированное поселение русских, которое, согласно их легендам, возникло ещё при Иване Грозном (имеется в виду село Русское Устье в Якутии — прим. ред.) У них сохранился язык того периода, особенности веры того периода, включая определенное влияние язычества на православие. И мусор в этом поселении тоже уничтожается по тем «лекалам», которые переняты от далеких предков. Так вот, по ним видно, что средневековое отношение к земле, к воде, ко всему, что их окружает — было очень экологически ответственным. Там валяющейся на земле не найдешь и жженой спички, не говоря уже о более ценных вещах типа тряпки или пакета».

Роль мусорного ведра или контейнера выполняла выгребная яма, которая имелась в каждом владении, деревенском или городском. Туда в течение дня сбрасывались бытовые отходы, а также те пищевые отходы, которые некому скормить. Мусор из переполнившейся выгребной ямы (и с городских улиц) отправлялся на свалки за чертой населенного пункта. Кстати, археологи такие свалки опознают по большому количеству битой глиняной посуды и остаткам костей животных. Это, конечно, не значит, что черепки были самым распространенным видом мусора — просто всё остальное быстро сгнивало.


Мусор в городах

Чем больше развивались города, чем более скученными становились условия проживания в них, тем острее становилась проблема отходов. Мусор, грязь и вонь на улицах русских городов хоть и не достигали таких масштабов, как, например, в средневековом Париже, — но всё же имели место.

Павел Гнилорыбов — историк, москвовед, блогер, — в беседе с корреспондентом «Экологии России» подчеркивает: «В городах у нас до начала XX века обитало не более 8-10% населения. Но мусора мир русского города производил намного больше, чем мир русской деревни. Деревенское хозяйство было практически безотходным. Даже если взять знаменитую книгу Елены Молоховец в помощь молодым хозяйкам, там много наставлений посвящено отходам: что сделать с яичной скорлупой, как несколько сезонов хранить перо с забитой птицы, чтобы потом набить им подушки, и так далее. Но такая экологичность характерна только для деревенского уклада. Если же говорить о городах, там действительно было очень грязно».

К тому же, развитие ремёсел и концентрация их в городах приводили к накоплению специфических, зачастую вредных, отходов. Прачки стирали с применением едкого щелока, живописцы и гончары использовали краски и глазури с содержанием ядовитых свинца, кадмия и ртути. При выделке кож использовали кислоты и вредные дубильные вещества. От мясников оставалась кровь и гниющие остатки туш, и т. д.

Значительную часть отходов сбрасывали в водоемы. С этим, кстати, связана история знаменитых Чистых прудов в центре Москвы. Рядом на улице Мясницкой располагались, как несложно догадаться, лавки мясников. Они много лет сливали и выбрасывали в воду отходы от своей деятельности, так что пруды прозвали Погаными. Через некоторое время, когда дышать рядом с водоемом стало совсем невозможно, москвичи взмолились, и городские власти организовали расчистку. После этого название сменилось на «Чистые».


Вообще, судя по источникам, самым распространенным типом отходов в русских городах были жидкие бытовые и канализационные отходы — помои, навоз и содержимое уборных. Последние на Руси появились довольно рано: состоятельные граждане оценили удобство отдельного помещения для санитарных нужд ещё во времена Ивана III, т.е. в конце XV века. Для сравнения, на весь огромный Версаль, построенный во второй половине XVII века, не было предусмотрено ни одного санитарного помещения.

До петровской эпохи уборные именовали отхожими местами, а затем на иностранный манер стали называть ретирадами (от франц. retirade «отступление, убежище» — прим. ред.) В боярских палатах, а позднее во дворцах ретирады представляли собой маленькие помещения с незаметно оформленным входом, похожие на балкончики. Историки рассказывают такой анекдот: в XIX веке архитектор Федор Рихтер во время реставрации палат бояр Романовых на Варварке не разобрался в назначении помещений и принял уборную-ретирад за балкон. Ну, и оформил его соответствующим образом.

Еще в XII в., согласно летописям, на Руси было известно, что загрязнение воды в водоемах при питье причиняет «болесть и пакость во чреве», так что по возможности старались не сливать отходы там, где вода используется для питья и стирки. Жидкие отходы из крупных городов золотари вывозили в бочках за пределы городской черты. Но это вариант идеальный, а в реальности грязь и жидкие отходы часто выливали в городские водоемы. Ту же самую Неглинную реку в Москве убрали под землю из-за того, что она стала грязной и чрезвычайно вонючей: в ней стирали, в нее же сливали отходы из Кремля и окрестных домов.

С мусором и нечистотами старались бороться ещё и потому, что уже было известно о связи антисанитарии и инфекционных заболеваний. В 1230 г. разразилась серьезная эпидемия (из летописей мы не можем точно сказать, какой именно болезни) в Смоленске, позже она также поразила Псков и Изборск. Около 1352 г. Новгород и Псков были поражены чумой, затем она проникла в Ладогу, Суздаль, Смоленск, Чернигов, Киев и распространилась по всей Руси. Эпидемии чумы возникали в разных городах Руси вплоть до второй половины XVI века почти ежегодно, но и позднее были нередки. Во времена подобных «моров» зараженных людей и животных старались хоронить на отдалении от населенных пунктов, и особое внимание уделять тому, чтобы с улиц убирали отходы.


Мусор в Петровской России

Эпоха царствования Петра Великого связана с масштабным строительством в Москве, только что созданном Петербурге и других городах страны. А это и огромные кучи строительного мусора, и бытовые отходы от рабочих, и вообще увеличение объемов мусора в быстро разраставшихся городах.

Отец Петра I, царь Алексей Михайлович, придумал профессию «дворника». В более ранние исторические периоды уборка была делом неуважаемым. Мусор, который предстояло увезти на свалку, назывался... сволочью, так же именовали и самих уборщиков. Алексей Михайлович же издал «Наказ о градском благочинии», часть которого была посвящена чистоте городских улиц и гласила: «Чтобы грязи не было, иметь на каждом дворе дворника... ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела». Так «сволочи» приобрели гораздо более благообразное название, а заодно жалованье и даже некоторый почет.

Однако в целом «Наказ» Алексея Михайловича исполняли без особого рвения. А Петр Алексеевич как раз был известен чистоплотностью и нетерпимым отношением к мусору. Павел Гнилорыбов в беседе с корреспондентом «Экологии России» вспоминает: однажды будущий император чуть не пострадал, когда его карета на дороге въехала колесом в огромную, полную грязи и мусора лужу. А фаворит Петра князь Меньшиков жаловался, что на дорогах, по которым следует монарх, можно легко встретить дохлую кошку или собаку. Неудивительно, что Петр I со свойственной ему решительностью принялся бороться за чистоту.


В 1699 г. Петр I издал именной указ «О наблюдении чистоты в Москве». В нем заведены жесткие меры против мусора: «А буде на Москве всяких чинов люди кто станут по большим улицам и по переулкам всякий помет и мертвечину бросать: и такие люди взяты будут в Земский приказ, и тем людям за то учинено будет наказанье: бить кнутом, да на них же взята будет пеня». Пеня, то есть штраф, кстати, был большой. Подобный (даже более жёсткий) указ был издан и для новой столицы России, Санкт-Петербурга.

Для уборки сора и пыли была введена должность метельщиков. Во время крестных ходов, выездов царя и высокопоставленных чиновников они шли впереди и очищали дорогу.

Надзор за благоустройством городов и исправностью дорог Петр возложил на приказ Земских дел, а когда создал полицейские управления, вменил им в обязанность следить, кроме всего прочего, за чистотой.

С 1718 по 1721 годы Петр издал ещё несколько указов на ту же тему: «О наблюдении санкт-петербургским жителям каждому против своего двора чистоты и поправления мостовой», «О чищеньи и мощении камнем улиц» и даже «О воспрещении выпускать на городские улицы домашний скот». Также при Петре I в обеих столицах начали на центральных улицах устанавливать урны.

Однако хотя ситуация немного исправилась, полностью искоренить грязь и мусор не удалось. В гневе царь писал: «обыватели в чистоте улиц не содержат, хотя за оное неисправление штрафуются». Действительно, до чистоты российским городам было далеко. Среди типичных отходов, которые фигурируют в источниках того времени — помои, трупы домашних животных, строительный хлам, и опять-таки, навоз и отходы канализации.

Мусор после Петра Великого

Уже после смерти великого российского царя один из документов говорит о санитарном состоянии улиц вокруг Кремля в 1727 году: «От старого и доимочного приказов всякой пометной и непотребной сор от нужников и от постою лошадей и от колодников, которые там содержатся, подвергает царскую казну немалой опасности, ибо от того является смрадный дух, а от того духа его императорского величества золотой и серебряной посуде и иной казне можно ожидать опасной вреды, отчего б не почернела».

При «дщери Петровой» Елизавете, которая, как и отец, любила чистоту, полицейское управление Москвы приездов императрицы в город побаивалось. Каждый раз Кремль и ближайшие к нему улицы приходилось срочно прибирать, поскольку в отсутствие Елизаветы Петровны там скапливались мусор и нечистоты. В 1744 году какой-то умный полицейский чин придумал: «Для скорейшей очистки Кремля и улиц от нечистот отрядить колодников, кроме тех, что в кандалах обретаются по делам уголовным тяжким». С тех пор заключенные регулярно занимались «трудотерапией», наводя чистоту на улицах столицы.

Екатерина Вторая, урожденная немка, в своей любимой загородной резиденции — Царском селе — наказывала поддерживать максимальную чистоту и порядок. Но собственными имениями не ограничивалась. Своим указом Екатерина II повелела «накрепко запретить и неослабно наблюдать, чтобы в Москву-реку и прочие через город текущие воды никто никакого сору и хламу не бросал и на лёд нечистот не возил». А на высочайше утверждённое ею в 1785 году городское самоуправление по всей России императрица возложила обязанности по благоустройству и оказанию жилищно-коммунальных услуг.

Особенно тщательно Екатерина Вторая следила за обликом Петербурга. Город при ней стал не только красивее, но и чище. Гордясь преображением Северной столицы, Екатерина нередко вставляла в конце писем: «Из бывшего утиного гнезда, ныне Санкт-Петербурга».

Продолжение следует...

* Историю мусора для вас написала: редактор спецпроектов Анастасия Мирсанова

Авторские иллюстрации: художник Валентина Воробьева

Заглавное фото: iStock


Еще по теме