Обеспечение экологической безопасности региона – ключевой компонент национальной стратегии освоения АЗРФ. Такое заявление сделал «на полях» Киркенесской международной конференции директор Департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды России Сергей Хрущёв.
Киркенесская международная конференция — мероприятие, посвященное вопросам устойчивого развития и освоения Крайнего Севера. Проходит ежегодно в г. Киркенес (Норвегия). Конференция собирает представителей органов государственной власти, бизнеса и общественных объединений стран, присутствующих в Арктической зоне, и имеет ключевое значение для выработки решений по деятельности различных государств на территории АЗ.
В рамках деловой программы конференции директор Департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды России С.Хрущёв выступил с докладом в блоке «Стратегическое планирование устойчивого развития Арктики» (Political Roadmaps for the Arctic Strategy). Он выделил три якорных тезиса в решении стратегических задач освоения Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Это бережное отношение к хрупкой природе Арктики, развитие транспортной инфраструктуры и стимулирование инвестиций.
В частности, представитель Минприроды России сообщил о планах по расширению сети арктических особо охраняемых природных территорий, а также разработке и реализации комплексных мероприятий, направленных на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда в регионе. «Мы должны повысить эффективность природоохранных и надзорных мероприятий, внедрить наилучшие доступные технологии, а также совершенствовать правовое регулирование в сфере обращения с отходами в Арктике», – подчеркнул С.Хрущёв.
Российская Федерация приложит все усилия, чтобы соблюдать экономические интересы пользователей, при этом гарантируя экологическую безопасность деятельности в регионе. Предполагается развитие в АЗРФ особого экономического режима, который будет способствовать притоку частных инвестиций в проведение геологоразведочных работ, создание и модернизацию промышленных производств, разработку новых нефтегазовых провинций и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, глубокую переработку нефти, производство сжиженного природного газа и газохимической продукции.
«Одним из ключевых факторов поддержки экономического развития АЗРФ является её инфраструктурная развитость. В этой связи планируется продолжить комплексное развитие инфраструктуры северного морского транспортного коридора», – упомянул в докладе С.Хрущёв.
Цифровизация транспортно-логистических услуг по перевозкам в северном морском транспортном коридоре, повышение качества мониторинга и прогнозирования метеоусловий, создание единого диспетчерского центра управления судоходством по всей акватории северного морского транспортного коридора — лишь некоторые меры, которые предпримет Российская Федерация в ближайшие годы. Предстоит развернуть высокоэллиптическую космическую систему для получения гидрометеорологических данных высокого временного разрешения по полярному региону Земли, повысить плотность сети станций Росгидромета и их технической оснащенности до значений, рекомендованных Всемирной метеорологической организацией, создать спутниковые группировки, которые обеспечат бесперебойную связь пользователям акватории.
Фото из архива национального парка «Русская Арктика», бухта Мака, автор Ирина Скалина