Экология

Жители Ленобласти переживают за судьбу нерп из-за строительства угольного порта

Жители Ленинградской области видят экологическую угрозу в строительстве морского порта для перевалки угля в Выборгском районе. Люди переживают, что им придется круглогодично дышать угольной пылью, а балтийские нерпы не смогут спокойно жить в акватории из-за постоянного шума судов и расколки льда. Лед нужен ластоногим, чтобы выводить потомство. 

Проект строительства универсально-перегрузочного комплекса «Приморский УПК» в порту Приморск планируется реализовать уже в 2026 году. Предполагается, что это будет объект мощностью 70 млн тонн в год. Большую часть грузов – 25 млн тонн составит уголь, но еще там будут перегружать минудобрения, зерно и сельскохозяйственную продукцию. 

Группа активистов обратилась к специалистам Центра экспертиз «ЭКОМ», чтобы они провели открытую проверку. Заключение государственной экспертизы очень редко публикуются в открытом доступе. Эксперты же вынесли заключение, в котором указали некоторые нарушения в проекте: не учтенные краснокнижные растения (шнитт-лук), снижение рыбохозяйственной значимости, некорректно проведенные исследования по учету численности птиц и морских млекопитающих, отсутствие результатов анализа подземных вод и др. Все это дает людям право сомневаться в безопасности проекта. 

«Сейчас идет судебный процесс. Жители обратились в суд с нашей общественной экологической экспертизой. Теперь мы ждем предоставления государственной экологической экспертизы, чтобы на нее посмотреть», – уточнил «Экологии России» Александр Карпов, директор Центра экспертиз «ЭКОМ». 

Жителям обещают, что угольный порт не доставит им неудобств. Еще в 2020 году «Приморский УПК» получил патент на изобретение под названием «Закрытая система перевалки каменного угля и способ ее работы». 

«Главным преимуществом нового технологического решения перед массово распространенной на сегодняшний день открытой перевалкой угля в морских портах в том, что факторы негативного воздействия на окружающую среду (пыление и шум), будут исключены на всех этапах перевалки груза: при выгрузке угля из железнодорожных вагонов, при хранении на складах закрытого типа, при транспортировке по конвейерной системе и при погрузке в судно», – говорится в сообщении компании. 

Жители в «непыльную» работу порта не верят и больше, чем за себя, переживают за судьбу балтийских нерп. Дело в том, что новая якорная стоянка, которая является частью портового комплекса, частично «зашла» в акваторию заказника «Березовые острова», который предназначен для сохранения нерпы.

«Разумеется, это не может не повлиять на нерп, потому что якорная стоянка подразумевает работу ледокольного флота зимой в тех местах, где сохранялись более-менее спокойные условия для размножения нерпы. Они выводят щенков на льду, поэтому если мы начнем его ломать, то значительная часть популяции в акватории пострадает.


«Экология России» спросила у научной сотрудницы Фонда друзей балтийской нерпы Елены Андриевской, как якорная стоянка повредит нерпам, которые сосредоточены по всему Финскому заливу. 

«Сейчас они выводят потомство там, где есть лед. Например, в 2020 году нерпа размножалась в курортном районе Санкт-Петербурга. Финский залив развивается весь, и если мы хотим сохранить популяцию нерпы, то по идее, мы должны были запретить строительство всех портовых сооружений, потому что они все негативно влияют на нерпу. Но есть и другие проблемы: туризм, в том числе и водный, увеличение численности населения Санкт-Петербурга и изменение климата. Скажу так, если бы в Финском заливе вообще бы не было портов, нерпе было бы лучше. Но мы не можем препятствовать прогрессу. Любой порт, любой ледокол негативно влияет на нерпу, потому что лед становится более уязвимым. Но основная причина – теплые зимы. Так нерпа может уйти в любое другое место, где есть лед, но если его не будет вовсе, то нерпе будет везде плохо», – объяснила она. 

Вопрос строительства порта в Выборгском районе еще находится под вопросом из-за реконструкции прилегающей к объекту инфраструктуры, уточнил Карпов.  

«Строительство порта в значительной степени зависит больше не от результатов разных экспертиз, а от того, найдутся ли деньги на реконструкцию прилегающей инфраструктуры, в частности, железной дороги, идущей западнее Петербурга. Это очень большая железная дорога. За последнее время я не помню, чтобы такие вообще строили», – резюмировал эксперт. 

Он уточнил, что сейчас жители получают ответы от различных органов власти, в которых говорится, что пока реконструкция железной дороги с высокой пропускной способностью, не планируется. 

Фото: vk.com/protivporta

Еще по теме