Воздух

Омск: машины и заводы дымят меньше, а неблагоприятные метеоусловия возникают чаще

Министр природных ресурсов и экологии Омской области Илья Лобов объяснил, почему жители города Омска не чувствуют эффекта от реализации мероприятий по снижению выбросов в атмосферу, хотя предприняты определённые усилия по снижению загрязнений от предприятий и автотранспорта. Дело в том, что число дней с неблагоприятными метеоусловиями (НМУ), которые способствуют накоплению в атмосфере вредных веществ, в городе за пять лет выросло почти вдвое.

В Омске регулярно фиксируются превышения ПДК загрязняющих веществ в воздухе. Только в январе в городе было зарегистрировано восемь случаев загрязнения атмосферы. В разные дни была отмечена повышенная концентрация аммиака, оксида азота, оксида углерода, диоксида азота, сероводорода, хлороводорода, сероуглерода, метилмеркаптана и этилбензола. Если погода нормальная, то загрязняющие вещества легко рассеиваются, не оказывая влияния на здоровье и комфорт граждан. А вот при неблагоприятных условиях (НМУ) вредные соединения остаются в более низких слоях атмосферы, и жители города ощущают дискомфорт.

«У нас существенно выросло количество дней с неблагоприятными метеоусловиями, каждый четвертый день является днем с НМУ. Если у нас выбрасывается в год 250 тыс. тонн, мы можем посчитать, сколько выбрасывается в день — это почти 685 тонн. И если день неблагоприятный, то это все никуда не девается с территории Омска, и мы чувствуем этот запах», — объяснил министр.

По данным ТАСС, в Обь-Иртышском управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды подтвердили значительный рост дней с неблагоприятными метеоусловиями. «Если в 2014 году таких дней было 72, в 2015 — 69, то в 2017 году их количество выросло до 102, а в 2018 — уже 111», — сообщил собеседник агентства. По его словам, за 2 месяца 2020 года дней с НМУ было 21, т. е. фактически каждый третий день.

И.Лобов рассказал, что воздействие предприятий города на атмосферу постепенно снижается. В рамках федпроекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология» крупнейшие заводы-загрязнители Омска модернизируют используемые технологии очистки выбросов. Кроме того, выбросы от автотранспорта в Омске снизились в 2019 году на 1,3 тыс. тонн загрязняющих веществ благодаря увеличению до 3,4 млн кубометров в год расхода газового топлива. Как сообщил И.Лобов, по этому показателю (также входящему в план мер в рамках федпроекта «Чистый воздух») город перевыполнил план почти в два раза.

«План на 2019 год у нас составлял 1,78 млн кубометров в год, а по факту составил 3,4 млн кубометров. Это существенно влияет на выбросы автотранспортом загрязняющих веществ в атмосферу. Пока точной методики расчета нет, <…> но по оценочным характеристикам, утвержденным Росприроднадзором, снижение от воздействия автотранспорта составило примерно 1,3 тыс. тонн в год», — сказал региональный министр. На газ, в основном, перевели городские автобусы.

В целом в рамках федпроекта «Чистый воздух» Омск должен снизить выбросы на 22,5% по сравнению с 2017 годом, когда в атмосферу попало 250 тыс. тонн загрязняющих веществ. В 2019 году выбросы должны были снизиться на 6,84%, однако, отметил министр, оценить выполнение этого показателя удастся лишь во втором квартале, когда предприятия сдадут статистическую отчетность.

Для дальнейшей очистки воздуха власти продолжат закупать автобусы на экологичном газовом топливе, а предприятия — реализовать программы модернизации. Кроме того, планируется разобраться со свалками, которые также, по словам министра, вносят значительный вклад в загрязнение атмосферы Омска. «От свалок [выбросы] — порядка 20 тыс. тонн или чуть меньше 10% от всех выбросов в Омске. Деятельность по рекультивации свалок даст хороший экологический эффект, но может быть увеличение воздействия этих объектов в неблагоприятные дни, потому что мы будем вынуждены выпускать все эти газы», — пояснил министр.


Фото (с) Федор Самсонов / Pixabay

Еще по теме