Отходы

Пора переобуваться: как экологично утилизировать шины?

Считается, что летнюю резину на зимнюю и наоборот меняют в середине осени и весны. Однако из-за теплого октября в Средней полосе многие автовладельцы об этом, похоже, забыли.

Скопления автомобилистов в сервисах Москвы 15 октября не наблюдалось. И это при том, что в столице насчитывается 4,7 млн машин, а вместе с Подмосковьем эта цифра и того больше – 7,7 млн (13% всего российского автопарка). 

Когда менять шины?

Впрочем, сроки замены шин – в середине осени и весны – носят рекомендательный характер. На самом деле, это зависит от погоды.

Многие современные модели машин сами напомнят хозяевам, когда пришло время. Соответствующее сообщение на панели приборов появляется при температуре воздуха +4 градуса.

Однако еще до наступления холодов стоит задуматься, куда отнести старую резину. Просто взять и выкинуть шины в мусорный бак в России нельзя.

Утильная резина относится к отходам IV класса опасности. Она содержит примеси смолы, натуральные каучуки, синтетические полимеры, технический углерод, сажу, кремниевую кислоту. Эти компоненты могут вызывать болезни легких, аллергию и даже онкологические заболевания.

Именно поэтому за выброшенные шины законом предусмотрены штрафы: до двух тысяч – для физлица, и до 250 тысяч – для юридического лица.

Куда нести старые шины?

В пункт приема старых шин. Только в Москве есть 41 точка, где шины принимают на утилизацию, сообщается на сайте правительства столицы. Есть такие пункты и в других городах.

Помочь найти их точные адреса обещает сайт ww.recyclemap.ru. Впрочем, разработчики предупреждают: сервис находится в стадии разработки – возможны неточности.

К специальному контейнеру  для сбора шин. Таких сегодня по России установлено около 350 штук. Конструкция имеет увеличенную высоту и ширину – 2,5 метра и длину – 6 метров. Одновременно сюда можно сложить до 400 покрышек. Когда контейнер заполняется, шины увозят на переработку.

Правда, чтобы разыскать такой контейнер, нужно потрудиться: специальной карты с адресами, где расположены контейнеры, в интернете нет.

В шиномонтаж. Большинство мастерских принимают шины за деньги – примерно 200 рублей за штуку. Так компании окупают расходы на транспортировку шин к месту утилизации.

Честность намерений шиномонтажа можно проверить, попросив договор на право оказывать подобные услуги. Такой документ – своего рода гарантия, что ваша старая резина не окажется в ближайшем мусорном контейнере.

Некоторые мастерские, наоборот, даже платят клиентам за шины. Получить денежную компенсацию могут те, чья резина еще пригодна для эксплуатации.

Оставить себе. Многие рачительные автовладельцы делают из покрышек клумбы или шлагбаумы на дачных участках. Часто старые шины можно встретить и в городе – из них создают скульптурные композиции на придомовых газонах или детских площадках. 

Но использовать шины не по назначению нельзя из-за их опасности, говорят экологи. Резиновые скульптуры, клумбы и ограждения загрязняют воздух и почву.

Если вы обнаружили такие конструкции или незаконные свалки шин, об этом можно сообщить на горячую линию Фонда рационального природопользования по телефону 8-800-700-35-06.
 
Категорически нельзя сжигать шины. При горении резины в атмосферу выделяются ядовитые вещества. Дибутилфталаты, фенатрапены и дефиниламины опасны для людей, животных и растительного покрова.

Что делают со старыми шинами?

С 2019 года захоронение шин в России запрещено. Резина разлагается в земле 120-150 лет. Шины разрушают дерн и почву, в итоге они становятся непригодными для растений.

Для переработки шин в России используют следующие основные способы:

Бародеструкция – измельчение покрышки мощным гидравлическим прессом на крупные части. 

Обработка озоном – переработка озоно-динамическим методом. 

Механическое измельчение – чаще всего используется на заводах, чтобы перерабатывать резину. 

Ударно-волновое измельчение – способ утилизации резиновых покрышек в крошку, при котором резину сначала замораживают, а потом разрушают ударной волной.

А вот обнинские ученые предложили перерабатывать шины с помощью расплавленного свинца. Такая технология пока не применяется нигде в мире.

Одна старая шина, сданная на переработку, экономит 35 литров нефти, утверждают эксперты. А из 1000 кг старых шин можно получить около 600 кг мелкой резиновой крошки, которая идет на изготовление колес, строительных и хозяйственных материалов.

Еще по теме