Отходы

Грозит ли создателям нелегальных свалок бытовых отходов уголовная ответственность?

Депутаты петербургского Заксобрания предлагают ужесточить наказание за создание нелегальных свалок всех видов отходов, включая бытовые и строительные, распространив уголовную ответственность на определенные виды нарушений, которые сейчас относятся к административным. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Одновременно с криминализацией некоторых категорий противоправных деяний предлагается также увеличить размер штрафов за загрязнение окружающей среды.

В настоящее время в Уголовном кодексе (УК) уже существует статья, которая позволяет привлекать именно к уголовной ответственности тех, кто превращает территории, не предназначенные для складирования мусора, в полигоны. Однако ее действие распространяется только на свалки особо опасных отходов. Таким образом, существующая редакция статьи 247 УК «не позволяет привлекать к уголовной ответственности лиц, занимающихся организацией несанкционированных свалок отходов, на которых не удается обнаружить отходы, подпадающие под указанные категории "радиоактивные", "бактериологические" или "химические"», говорится в пояснительной записке к законопроекту. 

Между тем, как отмечают инициаторы поправок, свалки с иными видами отходов также способны нанести серьезный экологический ущерб и нарушить право граждан РФ на благоприятную окружающую среду. В связи с этим статью 247 УК предлагается дополнить, включив в нее деяния, связанные с «накоплением, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением или иным обращением с отходами производства и потребления». Такая формулировка позволяет рассматривать как криминальный акт организацию нелегальных свалок бытового и строительного мусора, а не только создание скоплений особо опасных отходов. Она также позволяет сконцентрироваться на оценке ущерба, нанесенного окружающей среде горой мусора в целом, а не на анализе состава полигона.

Помимо этого, в пояснительной записке отмечается неэффективность существующих штрафов. На данный момент, в соответствии с УК, создание свалки, угрожающей экологической безопасности, может наказываться штрафом в размере до 200 тысяч рублей, а за полигон, который уже навредил окружающей среде, предусматривается штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей. Однако, как отмечают авторы поправок, судебная практика такова, что обычно нарушителям приходится выплатить не более 100 тыс. рублей.

«Исходя из этого можно сделать вывод, что установленная ответственность не является серьёзным наказанием, а также не выступает как превентивная мера. В таких условиях недобросовестным предпринимателям легче заплатить штраф, чем соблюдать природоохранное законодательство. Вместе с тем, ущерб экологии, который причиняется данной деятельностью, оценивается в десятки миллионов рублей, а устранение последствий несанкционированных свалок проводится уже за счет бюджетного финансирования», – подчеркивают разработчики законопроекта.

В поправках предлагается установить следующие размеры штрафов: до 500 тысяч рублей за деяния, которые «создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде» и от 0,5 до 3 миллионов рублей за деяния, «повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации».

Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов сообщил «Парламентской газете», что «всецело поддерживает» ужесточение ответственности за экологические нарушения. Однако официальные отзывы Правительства РФ и Верховного Суда РФ на законопроект, включенные в пакет документов внесенных в Госдуму, указывают на то, что поправки еще предстоит дорабатывать. 

И в том и в другом заключении говорится об отсутствии в законопроекте четких критериев разграничения уголовной и административной ответственности за конкретные нарушения. В отзыве Правительства РФ также говорится о некорректности использования определенных терминов (например «иное обращение с отходами» или «опасные отходы»), которые отсутствуют в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления». А применяемый в поправках термин «вещества», не является тождественным понятию «отходы», что может декриминализировать определенные противоправные действия. Верховный Суд РФ, в свою очередь, обратил внимание на преждевременность подобных предложений, так как соответствующая статья Кодекса об административных нарушениях новая и еще не успела показать себя в действии.



Фото (с) Signature/iStock

Еще по теме