Экология

«Зеленый продакшн»: когда в России перестанут снимать «грязное» кино

Во Франции и в США набирает популярность направление экосупервайзинга. Специально обученные люди экологически сопровождают съемки кино, телепередач и рекламы. Еще до начала съемок эксперт по экологии оптимизирует процессы логистики, готовит площадку, декорации и свет, организует раздельный сбор бытового и строительного мусора, составляет меню актеров, а также вместе с гримерами подбирает натуральную косметику. Специалист консультирует всю команду и по сути становится заместителем руководителя проекта.

«Экология России» спросила известных режиссеров, готова ли российская индустрия кино отказаться от «грязных» съемок и «внедрить» экосупервайзеров на съемочную площадку. 

Кинорежиссер, народный артист России Владимир Хотиненко уверен, что весь процесс упирается в деньги. 

«Это стоит денег. В Голливуде средств намного больше, у них бюджет одной хорошей картины равен нашим всем. Это два разных мира. Я не думаю, что это все будет соблюдаться у нас. Кино – дело суетное и сложное, особенно когда встает вопрос денег», – прокомментировал режиссер. 

Тем не менее, человеку нужно всерьез подумать над своими действиями по отношению к природе. И кино здесь далеко не на первом месте, говорит Хотиненко. 

«В этом году стихийных бедствий больше, чем когда-либо, мы надоедаем природе своей беспечностью. И она показывает, как легко может с нами разделаться. Кино здесь не на самом первом месте. Кстати, не исключено, что у нас все даже экологичнее, чем в Голливуде. Представьте, идет массовая съемка, собираются тысячи людей. Их надо накормить, учесть их отходы – это все сумасшедший дом. У нас таких масштабов нет», – отметил он. 

Создатель и автор сериалов «Полицейский с Рублевки», «Чернобыль. Зона отчуждения», «Глухарь» и «Перевал Дятлова» Илья Куликов тоже считает главным «противником» устойчивого кино низкое финансирование. 

«Для меня это очень странно. Чтобы нанимать экосупервайзеров, нужны деньги как у Голливуда. Я готов нанять и Леонардо Ди Каприо, только вопрос в деньгах. И кстати, у нас сортируют мусор на съемочной площадке», – пояснил он «Экологии России». 

Режиссер картины «Брестская крепость» и новогодних фильмов «Елки» Александр Котт считает, что Россия пока далека от устойчивых съемок кино. 

«Мне кажется, что у нас вряд ли это появится. Да, сбор раздельного мусора в России уже давно есть, но на съемочных площадках этого нет. Честно говоря, там не так мусорят, чтобы это как-то отразилось на природе. Если остаются какие-то отходы, то их убирают», – рассказал о ситуации режиссер. 

Эксперт уверен, что пока страна не готова к такому экологическому перевороту. 

«Это все равно, что заставить курящего человека отказаться от вредной привычки. Нужно подождать еще пару поколений, чтобы изменилось отношение к этому», – резюмировал он. 

«Экология России» спросила у экосупервайзера Марии Чубаровой, насколько подорожают съемки фильма, если запустить на площадку экспертов по экологии. 

«По поводу бюджета спорный вопрос. Чтобы снять углеродно-нейтральный фильм, в конце съемок нужно компенсировать углеродный след. Поэтому это в любом случае увеличение бюджета. Но если вы все-таки хотите снять углеродно-нейтральный фильм, то вам надо оптимизировать свой проект, чтобы от него не остался большой углеродный след. Тогда вам не придется так много платить. Здесь уже совсем другая цель у продюсера или PR-компании фильма. Речь не о том, чтобы сделать что-то экологично, а создать комплексный подход к экологичным съемкам фильма. Пока для России это новое, к этому еще не все готовы», – добавила она. 

Фото: Dmitry SHISHKIN – istockphoto.com

Еще по теме